Строилась где-нибудь новая церковь, и вокруг неё вскоре появлялся погост. Эти приходские кладбища народ называл нивами божиими.
Кладбище - клад. Этот клад - останки тела человека, которое в православии мыслится как храм Духа Святаго, как освящённый сосуд души, начаток будущего всеобщего воскресения. Поэтому церковь всегда была неравнодушна к этому месту. Именно по этой причине при кладбищах всегда строили храмы или часовни. Большинство старых кладбищ обязательно имеют на территории церковь.
Кроме того, кладбище - это клад памяти народа. Ведь у каждого человека есть предки, почивающие в земле. Не случайно и сам процесс предания тела земле в русском языке называется похоронами: "хоронить" - значит "хранить". По мнению петербургского протоирея Геннадия Беловолова, "русский человек должен знать, что после его смерти тело будет почивать в родной земле и с его могилой не обойдутся как с ненужным местом. Это должно стать непреложным фактом национального бытия: каждый должен быть уверен, что его могила останется нетронутой независимо ни от каких обстоятельств". Одним из гарантов этого должна стать церковь, без участия которой, считает Беловолов, невозможно решить проблему наведения порядка на кладбищах. Нужно признать, утверждает он, что кладбища - это область пастырской заботы, признать за кладбищем статус сакрального пространства, как продолжения храма, как священного места, требующего особого отношения. Необходимо разрешить церкви открывать свои кладбища, чтобы они могли существовать наравне с государственными погостами.
В Магнитогорске в довоенные годы не могло идти и речи о строительстве церквей и уж тем более о закладке при них кладбищ. А когда церкви всё же появились в сталинской Магнитке в середине 40-х годов, то строились они вне всякой привязки к кладбищам. Отпевания, очевидно, проходили и в годы Советской власти, но имели, скорее всего, полулегальный характер.
Ушли в прошлое эти времена. Один за другим поднимаются храмы. Планируется строительство храма в честь Лазаря Четверодневного на Левобережном кладбище, рядом с которым будет отведён участок для захоронения священнослужителей. На кладбищах Магнитогорска уже есть могилы настоятелей храмов. Первой стала могила отца Дмитрия на Новосеверном кладбище - основателя Михайло-Архангельской церкви в посёлке имени Димитрова.
Дмитрий Иванович Герасенко, окончив Тобольскую духовную семинарию, служил священником в Тобольской епархии. В советское время был сослан на принудительные работы: трудился каменщиком на строительстве ЧТЗ, печником в котельно-ремонтном цехе ММК. До 1943 года служил и тайно совершал крещение. В начале 1943-го его вызвали в горисполком и предложили открыть церковь. Сначала это был молельный дом в посёлке Коммунальном, затем - в посёлке Среднеуральск, и только в 1946 году появился Михайло-Архангельский храм в посёлке Димитрова, настоятелем которого и стал отец Дмитрий.
В 1949 году отец Дмитрий скончался. Через год рядом с ним была похоронена его жена Екатерина Спиридоновна. Надо заметить, что, хотя с тех пор прошло почти 70 лет, их могилы содержатся в неплохом состоянии. В 2015 году в Троицкую родительскую субботу духовенство храмов города побывало на Новосеверном кладбище и совершило заупокойную литию на могиле протоиерея Дмитрия Герасименко.
В 1960-м на Левобережном кладбище появилась могила отца Иоанна Щербатова - основателя и настоятеля Свято-Никольского храма в посёлке имени Дзержинского. Иван Сергеевич Щербатов окончил Симбирскую семинарию и в 1910 году был рукоположён в сан священника. В 30-е отец Иоанн был сослан в Сибирь, а затем переведён на спецпоселение в Магнитогорск. Постепенно сюда переехала и его семья: жена, пятеро сыновей и три дочери. Во время Великой Отечественной войны сыновья воевали на фронте, дочери работали на Магнитогорском металлургическом комбинате. Отец Иоанн много лет работал конюхом, комендантом общежития.
Во время войны священникам разрешили служить, и именно Щербатову принадлежит заслуга открытия Свято-Никольского храма, где он был настоятелем до 1954 года. В том году в Старомагнитном посёлке на месте разрушенной в 30-е годы часовни был открыт святой ключ. К источнику потянулись верующие. Отец Иоанн освятил источник, но он вскоре был засыпан по распоряжению властей. После этого случая священника отправили на пенсию. А позже его назначили настоятелем Михайло-Архангельской церкви. В октябре 1959 года он крестил трёхмесячного ребёнка. Позже ребёнок умер, и отца Иоанна обвинили в предумышленном убийстве. Состоялся суд, приговоривший священника к тюремному заключению сроком на три года. Тяжело пришлось после суда и семье отца Иоанна: в их доме периодически разбивали окна, внуков обзывали, бросали в них камни. Дети Щербатова уехали в Челябинск. Иоанн Щербатов отбывал срок в Кыштыме, где и умер 8 мая 1960 года. Чуть позже по просьбе родственников он был похоронен в Магнитогорске. В январе 2007 года на Левобережном кладбище был похоронен Флор Александрович Бондеко - протоиерей, настоятель Михайло-Архангельской церкви, благочинный Магнитогорско-Карталинского округа, при котором началось возрождение православия в Магнитке.
Это сегодня священник - уважаемая фигура, а в пятидесятые-шестидесятые надо было иметь большое мужество и сильную веру, чтобы выбрать духовный путь. Именно такой путь избрал после службы в армии 26-летний Флор Бондеко, окончив в 1961 году Саратовскую духовную семинарию. После служил в Копейске, Невьянске, был настоятелем храма в селе Звериноголовское Курганской области, где, заметим к слову, в разные годы жили Борис Ручьёв, Михаил Люгарин и Владилен Машковцев. В 1976 году отец Флор был назначен настоятелем Михайло-Архангельского храма в Магнитогорске, который тогда размещался в жилом доме. В 80-е он, на свой страх и риск, взамен маленькой церквушки возвёл трехпрестольный Михайло-Архангельский храм.
В трудные для многих девяностые при церкви Михаила Архангела по инициативе отца Флора кормили нищих. А скольких за сорок лет священнической жизни он крестил, венчал, отпевал, поддерживал попавших в трудную жизненную ситуацию. Ему город обязан и рождением великолепного собора Вознесения Господня с комплексом зданий, строительство которого началось по инициативе отца Флора.
К сожалению, не сохранилась могила протоиерея Николая Дмитриевича Громогласова, похороненного на одном из кладбищ Магнитогорска в 1934 году. Протоиерей Громогласов в начале XX века преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе храма Благовещения в Верхне-уральске, а затем до 1918 года был настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы посёлка Верхнекизильского станицы Магнитной Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. В 1918-м красноармейцы насильно взяли с него контрибуцию 2500 рублей, предварительно продержав целые сутки в холодной бане в одном белье. В конце 20-х Громогласов был арестован, приговорён к ссылке. После нескольких лет, проведённых на поселении в Тобольске, был отправлен в Екатеринбург. В 1934-м, уже тяжело больной, находился в Челябинской тюрьме. После освобождения в сопровождении нескольких монахинь выехал в Магнитогорск, где вскоре скончался.
В завершение несколько слов о перспективах развития взаимоотношений церкви и кладбищ в Магнитогорске. Они несомненны. И не только потому, что это - требование времени, но и потому, что руководство комбината похоронно-ритуальных услуг во главе с Евгением Анатольевичем Могулевцевым, человеком глубоко верующим, хорошо понимает значимость и необходимость взаимодействия с церковью и много делает для укрепления этой связи.