Война проецируется в сознании гигантской математической дробью, числитель которой означает виды сражений: освободительные, захватнические, колониальные, региональные. А знаменатель - апокалиптический взрыв, разрушение в геометрической прогрессии, когда после смерча царствует тлен запустения всего и вся.
Вторая мировая война, поднявшая чёрное знамя смерти, охватила всю Европу, Северную Африку, Азию. Япония, союзница Германии, атаковала главную военно-морскую базу Америки - Пёрл-Харбор, подвергнув её воздушному "землетрясению" авиацией божественного микадо (устаревший титул для обозначения императора Японии. - Прим. ред.). Морская авиация США, базировавшаяся на аэродроме, сгорела в адовом огне внезапной атаки. Три авианосца, пять эсминцев и десять транспортных кораблей обрели вечный покой на дне бухты.
Печальная участь не постигла авианосец "Уосп", который находился в Индийском океане и только своим присутствием вдохновлял осаждённый гарнизон англичан в Сингапуре. Но крепость всё-таки пала к ногам генерала Томоюки Ямаситы, командовавшего японскими войсками. Тем временем Северная Африка стала ареной локальной войны. Генерал Эрвин Роммель, изворотливый "лис пустыни", малыми силами взял ливийский Тобрук - и тридцать тысяч солдат Соединённого Королевства сдались в плен. А затем генерал устремился к Александрии, дабы перекрыть Суэцкий канал - кровеносную артерию Англии. В эйфории нервического возбуждения Гитлер присвоил Роммелю высший чин германского вермахта - звание генерала-фельдмаршала.
Направление главного удара
Вектор второй мировой войны своим остриём был направлен на Восток. Вся военная тяжесть обрушилась на просторы СССР. Мурманск - база военно-морского флота - был сметён с лица земли пикирующими бомбардировщиками Ю-87, но нога оккупанта не ступила на израненную землю города за всё время войны. И выше всех звучал клич "Полундра!". В штыковой схватке советских моряков и немецких егерей генерала Йозефа Дитриха фортуна улыбалась русским, и граница осталась на замке с начала и до победного залпа… Чего не скажешь про осаждённый Ленинград.
Войска фельдмаршала Вильгельма фон Лееба, взяв Шлиссельбург, сомкнули кольцо вокруг Ленинграда. Остался один путь - по воде, по льду Ладожского озера. Сгорели Бодаевские склады с продовольствием. Ввели строжайшие хлебные талоны, которые таяли как весенний снег. Но Москва, воспрянув после сражения 41-го года, отодвинула огненную черту на 150-200 километров. Войска вермахата уже не могли наступать на всём трёхтысячевёрстном фронте.
В начале войны войска вермахта имели численность 2,5 миллиона солдат, а после тотальной мобилизации в 1942 году - 4,9 миллиона. Генерал-полковник Франц Гальдер докладывал Гитлеру: "В Сталинграде резервы тают, как в паровозной топке". Двадцатого ноября 42-го года начался второй период битвы. Самая боеспособная, шестая армия вермахта вступила в решающую схватку за Сталинград. На совещании командуюущих новой ставкой под Винницей Гитлер "отчитал" командующего шестой армией Фридриха Паулюса:
- Почему вы топчетесь на одном месте? Вас поддерживает целый, я повторяю, целый флот Рихтгофена. Сто артполков работают на 65-километровом участке фронта. Я ещё никогда не сосредотачивал столько сил в одном районе. Что вам мешает перерезать город и выйти к Волге?
- Мой фюрер! Русские получили приказ драться насмерть, - оправдывался Паулюс, которого оставило всегдашнее спокойствие, лицо покрылось красными пятнами, а руки то и дело тянулись к моноклю. - Потери за месяц составили 40 тысяч, а пополнение - всего пять тысяч…
- К чёрту ваши рассуждения, Паулюс! Вас ждут великие дела, как и всю Германию, и ваши отговорки не к лицу командующего! - взорвался Гитлер и обратился к фельдмаршалу Вольфраму фон Рихтгофену. - Ваша задача не допустить подвоза пополнения к Сталинграду. Бомбить. Топить. Жечь. Какого мнения вы о советских пилотах?
- В отваге им не откажешь, - ответил Рихтгофен. - Только техника пилотирования да и сами самолёты большей частью устаревшие.
Запомните эти слова: ещё чуть-чуть - и немецкие эскадры после ударов наших соколов станут дымными факелами падать на землю. В эфире зазвучат возгласы: "Ахтунг! В воздухе ла-фюнф (Ла-5 - советский одномоторный истребитель. - Прим. ред.)". Покрышкин, Кожедуб, братья Глинки, Лавриненков развеют славу германских асов. И Гитлер будет кричать на Рихтгофена, требуя перехватить инициативу в воздухе.
Город в огне
Оборона Сталинграда растянулась на 65 километров. Линия боёв походила на полотно пилы: немцы впереди, наши бойцы заняли оборону в тылу врага. Всё гремело, взлетало на воздух. А позади Волга в огне пылающих нефтебаков. Напор захватчиков достиг максимального напряжения. Немецкие самолёты "висели" над обороной по 10-12 часов, но бомбить передний край обороны не могли - всё смешалось, вибрировало, горело. В квадратном метре матушки земли большую часть занимал металл.
- Немцы в хмельном угаре теряли ориентиры, шли на запах еды нашей кухни, как на приманку, после неудачи в атаке, - вспоминал участник битвы Ларион Бородулин. - Лицо в саже, обмундирование - тряпьё. И на вопрос: что он испытывает в боях Сталинграда? - немец повторял: "Тодт! Тодт! Смерть! Смерть!" Шесть дней я в составе штурмовой группы удерживал здание обороны. Нас осталось десять человек, и мы канализационными коллекторами "перебазировались" к своим. Наша дивизия генерала Родминцева выстояла в этом всепоглощающем огне, как и другие соединения обороны. Три месяца был участником обороны и по ранению убыл в Саратов. Потери были большие с той и с нашей стороны. Отметины - вот они, - старый солдат показывал сизый шрам, пересекавший тыльную часть головы…
Эпилог
Ставка Верховного Главнокомандования копила резервы в экстремальных условиях и в строжайшей секретности севернее Сталинграда и на южных границах. Немецкая разведка так и не смогла выяснить их расположение. Войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов 20 ноября 1942 года произвели налёт на позиции немцев. Час вели огонь на разрушение и 20 минут на подавление. От Волги войска 62-й и 64-й армий усилили нажим, помогая окружить армию Паулюса в районе Калача. Деблокировать шестую армию готовилась четвёртая танковая армия фельдмаршала Эриха фон Манштейна, состоявшая из шести танковых дивизий и 20 дивизий пехоты. Манштейн имел успех на первых порах и подошёл к Сталинграду на расстояние 40 километров, но был отброшен на 200-250 километров.
Второго февраля 1943 года битва закончилась уничтожением шестой армии и пленением её командного состава. Взбешённый Гитлер приказал уничтожить бриллиантовый крест, предназначавшийся новоиспечённому фельдмаршалу Паулюсу, который уже находился под охраной НКВД в селе Бекетовка.
Начальник службы военной разведки Вильгельм Франц Канарис обещал Гитлеру, что освободит Паулюса. В окрестностях Бекетовки стали десантироваться группы немецких солдат по 40 человек, но их быстро уничтожали. А Паулюса перевели в Суздаль. Ему передали письмо жены, доставленное из Берлина советской разведкой. Восьмого августа Паулюс подписал обращение к военнопленным немецким солдатам и офицерам, а также заявил в радиоэфире, что германский народ должен сбросить Гитлера с пьедестала власти… Так закончилась самая кровавая эпопея второй мировой войны.