Весной Россия отметит 75-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне, а в Магнитке грядёт ещё и юбилей правоохранительных органов - тоже в мае. Две эти даты имеют много пересечений, ведь большое количество милиционеров ушли на фронт - по призыву и добровольцами.
В годы Великой Отечественной войны в Магнитогорске работали городской отдел милиции и пять отделений, в каждом из которых было до 50 сотрудников. Владимир Паламарчук, многие годы возглавлявший городской совет ветеранов УВД, отмечал в своих заметках, что каждый четвёртый милиционер вступил в ряды Красной Армии. Ушедших на фронт заменяли стариками, ранеными, комисованными, в паспортных столах стали работать женщины. Все службы были переведены на двухсменный режим работы по 12-14 часов, без отпуска и выходных.
Андрею Руденко к началу войны исполнилось 19 лет. Он родился в 1922 году, был из того поколения, которому пришлось преодолевать всю тяжесть последствий гражданской и Великой Отечественной войн, голод и коллективизацию, разруху и индустриализацию. Андрей Тихонович оставил воспоминания, где отметил, что семья ела лепёшки из лебеды и суп из крапивы: "В колхозе на трудодни выдавали жмых, и это считалось хорошим продуктом. Копали сладкий корень. Рвали конский щавель. Собирали дубовые жёлуди и саранку. Но самым рискованным занятием был сбор колосков, оставшихся после уборки урожая на полях колхоза. Тех, кто это делал, жестоко наказывали. Мы не раз вместе с сестрой, братом ходили на сбор колосков. Мама нам сшила для этого холщовые мешочки. За полями следили объезчики, которые кнутами разгоняли людей. Колосков набирали немного, но зато это был настоящий хлеб. Каждое зёрнышко промывалось, и потом на ручных жерновах мололась мука. Лепёшки из этой муки были вкусные и сытные".
В 1932 году семья Руденко переехала в Магнитогорск. В октябре 1941 года магнитогорский горком комсомола объявил набор добровольцев в воздушно-десантные войска. Андрей одним из первых подал заявление и был зачислен, а после учёбы направлен на фронт. Его с товарищами часто забрасывали в тыл врага. Зачастую летали под обстрелами. Трижды приходилось оставаться за линией фронта с партизанами. Иногда удавалось улететь обратно на самолёте, а нередко выходили своим ходом. Например, как-то подразделение десантников оказалось на территории Смоленской области, в районе Ярцева, посреди болот. Пришлось часа четыре преодолевать полосу шириной примерно полтора километра. Когда увидели передовые позиции своих и рванули вперёд, то со стороны противника начался шквальный огонь из автоматов - такой интенсивности, что невозможно было поднять голову. Тем не менее удалось добраться до своих. Правда, два человека были тяжело ранены.
Во время одной из операций подразделение приземлилось в густом лесу, где вместо партизан оказались немцы. Позже на том месте обнаружили шесть вражеских трупов. Возможно, это была разведгруппа, которая случайно наткнулась на десантников. В таких эпизодах проходила вся служба.
В 1943 году Андрей Руденко был откомандирован в село Белоцерковское Рязанской области для подготовки десантников из реабилитированных военнослужащих польской армии. Чаще всего он рассказывал знакомым историю о том, как летом 1944 года вернулся на центральную базу ВДВ после очередной командировки и вдруг увидел в сверхсекретной части большое количество свободно играющих детей. Это оказались мальчишки и девчонки в возрасте от четырёх до 12 лет из блокадного Ленинграда. Их должны были направить в детские дома, но решили на некоторое время оставить у десантников, чтобы подкормить и поправить их здоровье. Спецназовцы относились к юным гостям с повышенным вниманием и, конечно, в столовой для них готовили особо вкусные и питательные блюда.
Победу Андрей Руденко встретил в лесу около польского города Жешув. На этом служба для него не закончилась. Готовил новые отряды десантников для отправки уже на Дальний Восток.
О жизни и деятельности Андрея Тихоновича уже в XXI веке написал полковник милиции в отставке Виктор Токарев. В книге "Генералы Магнитки" он отметил, что после войны Андрей Руденко работал на металлургическом комбинате. Потом его стали выдвигать на различные посты по партийной линии. Через некоторое время стал первым секретарём РК ВКП(б) Магнитогорска. Потом был вторым секретарём Коркинского горкома КПСС и заведующим отделом Челябинского обкома КПСС.
Службу в органах внутренних дел начал в 1971 году в должности заместителя начальника УВД Челябинской области и уже спустя год возглавил УВД региона. В ноябре 1973 года постановлением Совета министров СССР ему, Андрею Руденко, присвоено звание генерал-майора милиции. Пользовался он большим авторитетом в регионе и стране. При нём областное управление вышло в лидеры по раскрытию преступлений в Советском Союзе.
На посту начальника милиции Андрей Тихонович прослужил более 15 лет. Проделал большую работу по совершенствованию деятельности УВД и его подразделений. Был строгим руководителем и добивался чёткой работы всех структур. Успешно преодолел и очередной трудный этап в жизни страны - перестройку, в ходе которой появились кооперация со многими негативными её проявлениями, организованные криминальные группы и "сухой закон".
После ухода с должности начальника УВД Челябинской области десять лет проработал заместителем директора челябинского спорткомбината "Динамо" и до последнего дня жизни отдавал все силы своему главному призванию - служению закону и обществу.
Андрей Руденко награждён орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почёта" и Отечественной войны I степени, медалями "За оборону Москвы", "За безупречную службу в МВД СССР" трёх степеней, "За трудовую доблесть", "За отличную службу по охране общественного порядка".
Генерал милиции умер 23 июня 2002 года. В 2012 году в Челябинске установили мемориальную доску на стене дома, где он жил, - по проспекту Ленина, 65.