Продолжение. Начало в № 108, 111, 114, 117, 120, 123
В мае 1939 года председателем горсовета назначен Степан Захарович Жемерикин, сменивший на этом посту Константина Фёдоровича Лапшова, который перешёл на должность заместителя председателя.
До избрания фамилия Жемерикина нередко появлялась в местных газетах. Так, в январе 1937 года была опубликована статья директора Дома партийного просвещения С. Жемерикина. В июне 1938 года Степан Захарович был избран третьим секретарём горкома партии, а в ноябре того же года он возглавлял депутатскую секцию народного образования в горсовете и одновременно был директором коммунистического университета, призванного готовить "образованных марксистов, способных сменить старую партийную гвардию". Таким образом, Степан Жемерикин был хорошо известен в городе, поэтому в его избрании председателем горсовета не было ничего удивительного.
Одним из первых решений, подписанных Жемерикиным, было постановление о праздновании пятилетия музыкальной школы, в честь которой в драмтеатре состоялось торжественное заседание, несколько учащихся отправились в Челябинск для творческого отчёта, а отличники учёбы - на экскурсию в Москву. Решено было ходатайствовать о награждении организатора первой музыкальной школы города Л. А. Авербух союзной наградой. Но самым потрясающим было решение горсовета поставить к десятилетию металлургического комбината своими силами оперу, а либретто и музыку заказать видным композиторам страны.
В июне 1939 года на заседании горсовета с докладом выступил первый директор городского архива Владимир Васильевич Бодров, предложивший запретить организациям и предприятиям сдавать архивные материалы в макулатуру без разрешения экспертно-проверочной комиссии. Забегая вперёд, отметим, что в январе 1942 года В. В. Бодров пропал без вести.
В июне 1939 года горсовет переименовал улицу имени наркома НКВД Николая Ежова, объявленного врагом народа, в улицу имени знаменитого лётчика Валерия Чкалова.
Именно при Жемерикине была впервые организована охрана здания горсовета и ГК ВКП (б) - первого высотного здания Магнитогорска. Эту задачу выполняли десять вахтёров и командир отделения.
В числе депутатов горсовета 1939 года было много известных впоследствии магнитогорцев: врачи О. В. Агеносова и А. А. Барышев, которым в 1949 году было присвоено звание "Заслуженный врач РСФСР", металлурги К. К. Нейланд - в будущем член-корреспондент АН Латвийской ССР и В. Г. Синдин, в 1948 году ставший лауреатом Сталинской премии, главный бухгалтер комбина М. З. Птицын и учитель математики школы № 16 М. М. Ремизов.
В декабре 1939 года в Советском Союзе состоялись первые выборы в соответствии с Конституцией 1936 года, провозгласившей, что в стране покончено с эксплуататорскими классами, а строительство социалистического общества почти завершено.
В связи с этим выборы депутатов в Советы всех уровней проходили на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, осуществляемого при тайном голосовании. Женщины наравне с мужчинами имели право избирать и быть избранными в Советы депутатов трудящихся всех уровней. Эти нормы соответствовали достигнутому к тому времени уровню развития демократии в мире.
Магнитка усиленно готовилась к выборам 1939 года. Они состоялись 24 декабря, и с этого момента отсчёт созывов горсовета вновь начался с первого номера и продолжался непрерывно до XXI созыва 1990-1993 годов. Отныне сессия горсовета принимала решения по всем вопросам, определяя основные направления развития городского хозяйства. Вместо секций были созданы постоянные комиссии из числа депутатов, а также исполком - совещательный рабочий орган, формируемый на сессии и подотчётный ей. Исполком осуществлял текущее руководство городским хозяйством и учреждениями социальной сферы в перерывах между сессиями. Первая сессия каждого созыва назначала из числа депутатов председателя, заместителя председателя, секретаря исполкома. Председатель считался высшим должностным лицом в городе, совмещая функции главы распорядительной и исполнительной власти.
В начале января 1940 года в городском театре состоялась первая сессия Магнитогорского горсовета. Заседания начинались в пять часов вечера, и вёл их секретарь ГК ВКП (б) А. М. Семёнов. Сценарий проведения и повестка первой сессии разрабатывались заранее и включали в себя чтение приветственных писем И. В. Сталину - читал начальник ПШЦ К. И. Бурцев, В. М. Молотову - читал актёр В. Г. Панаев, М. И. Калинину - читал директор ММК К. Н. Иванов. На сессии был избран исполком: председателем стал С. З. Жемерикин, его замом - К. Ф. Лапшов, секретарём - П. К. Витт. По сути, все остались на своих местах, поменялись только названия должностей: председатель не горсовета, а горисполкома.
В феврале 1940 года из-за нарушения графика завоза хлеба и снижения фондов макаронных изделий, круп и других продуктов среди населения возникли панические настроения и большие скопления в очередях. Горисполком постарался принять меры к снижению напряжённости, в числе которых, например, было предложение начальнику милиции "провести усиленную борьбу с лицами, скупающими продукты с целью создания запасов".
К 20-летию кинематографа исполком вынес благодарность директору кинопроката К. К. Зворовскому и ходатайствовал о награждении его государственной наградой. Грамотой облисполкома были награждены и работники кинотеатра "Магнит", в числе которых киномеханик Абдулла Шакиров, впоследствии заслуженный работник культуры РСФСР.
К 100-летию П. И. Чайковского в драмтеатре прошло торжественное заседание с докладом о жизни и творчестве композитора. В мае 1940 года горисполком принял решение о переименовании Карадырского проспекта в проспект имени Чайковского. Кроме того, решено было присвоить музыкальному училищу и музыкальной школе имя П. И. Чайковского, но это решение так и не было выполнено. Музыкальное училище получило имя М. И. Глинки.
В июне 1939 года в городе была проведена инсценировка воздушного нападения на Магнитогорск и защиты населения. Но хоть и призывал горсовет население отнестись серьёзно к проведению учений, из-за плохой организации они остались незамеченными.
Возглавлял штаб ПВО начальник городского отдела НКВД А. Н. Придорогин, который в феврале 1941 года был арестован и осуждён за злоупотребление властью при особо отягчающих обстоятельствах, а в июле 1941 года расстрелян. До ареста Придорогин возглавлял Брест-Литовский уездный отдел НКВД.
Степан Захарович Жемерикин в январе 1942-го ушёл добровольцем на фронт, а в июне пропал без вести.