В редакцию "ММ" пришло письмо Салавата Ахметзянова, автора книг о репрессированых первостроителях Магнитогорска. Он рассказывает историю фотографии из домашней коллекции ветерана Магнитостроя Николая Путалова, обнаруженной в фондах городского краеведческого музея научным сотрудником Татьяной Фатиной.
"Мы встретились в её кабинете, чтобы внимательно рассмотреть и проанализировать данный снимок. Фотография имеет несколько планов, на первом - два мальчика за деревянным пулемётом. На втором - ограда из колючей проволоки и охранники. В Магнитогорске того времени заборов из "колючки" было вдоволь, так как среди строителей города и комбината было немало спецпереселенцев и заключённых. На третьем плане виднеются бараки. На четвёртом - гора, с некими производственными сооружениями. На оборотной стороне снимка - карандашные надписи: "спецпосёлок", "1934-35 годы", "Евсеев", которые стали своего рода подсказками для "расшифровки" снимка. С определённой долей вероятности можно утверждать, что данная фотография могла пройти через руки Евгения Петровича Евсеева, назначенного в 1973 году первым директором воссозданного музея ММК. Слово "спецпосёлок" указывает на то, что снимок сделан на территории одного из четырёх спецпосёлков: Северного, Новотукового, Известкового и Центрального. Первые три были расположены на равнинной поверхности без ближних видов на какие-либо горы, а вот на Центральном такие виды имелись. Для подтверждения пришлось съездить на место бывшего спецпосёлка и найти примерную точку фотографирования - там, где улица Интернациональная (в 1930-е годы - Центральная) упирается в посёлок имени Некрасова. Судя по снимку, фотограф стоял спиной к баракам спецпосёлка.
Мне довелось встречаться с доброй сотней бывших спецпереселенцев в возрасте от 80 до ста лет. По их воспоминаниям, "колючка" вокруг Центрального посёлка существовала только в 1931-1933 годах. Но ею был огорожен лагерь заключённых, возникший в 1933 году и расположенный в районе будущего штамповочного завода. Тогда получается, что на заднем плане возвышается гора Ай-Дарлы, которая запомнилась старожилам тем, что рядом с ней находился мощный родник, снабжавший в первое время сельчан водой. А в самом начале строительства города у её подножия стояли первые палатки.
У снимка явно постановочный характер. В те суровые годы вряд ли кто решился бы по собственной инициативе сфотографировать лагерь заключённых, да ещё в присутствии охраны. В архиве Челябинской области хранится целый фотоальбом по Центральному спецпосёлку, созданный работниками НКВД в середине 1930-х годов для внутреннего служебного пользования с целью отчёта о проделанной работе перед вышестоящими органами. Вполне вероятно, что наш снимок был сделан летом 1935 года в ходе указанной "фотосессии" НКВД, но по каким-то причинам не был включён в вышеназванный фотоальбом.
Мальчишки сняты на фото в явном подражании плакату 1935 года к фильму "Чапаев" .
На этом плакате была расписана программа мероприятий по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения в соответствии с "чапаевской" тематикой. Для советской молодёжи этот фильм являлся культовым до конца 1950-х годов. Дети и подростки смотрели "Чапаева" порой десятки раз, многие вновь и вновь шли на фильм с затаённой надеждой: "А вдруг на этот раз он выплывет и останется жив!".
История этой старой фотографии связана с темой спецпереселенцев. Первые из них появились на Магнитострое ещё в 1930 году и существовали в этом статусе до марта 1948 года. Всего на местных спецпосёлках проживало более 50 тысяч человек. Количество заключённых - уголовных и политических - было существенно больше. К декабрю 1934 года через магнитогорскую колонию прошло уже 32 тысячи заключённых.
Лагерь, обозначенный на фотографии, был закрыт, по рассказам бывших спецпереселенцев, непосредственно перед войной".