В мае 1995 года в "Магнитогорском металле" появился некролог: "Металлурги комбината глубоко скорбят в связи с трагической гибелью Сагита Гумерова, Алексея Маркова и Александра Гречихи, пилотов и парашютистов Магнитогорского авиаклуба.
Летать стало так трудно, и Земля слишком крепко распахивает свои объятья для самых мужественных и честных. Эта трагедия потрясла город. Металлурги склоняют головы перед лицом дикой трагедии".
В некрологе - о троих погибших. В те дни ещё жила надежда, что сумеет выкарабкаться из капкана смерти четвёртый - начальник аэроклуба Валерий Литвинов. Не сумел. На 27-й день после катастрофы, так и не придя в сознание, он скончался...
В тот день лётчики и парашютисты аэроклуба во главе с начальником Валерием Литвиновым полетели на АН-2 в Сибай. Нужно было решить многие вопросы, связанные с показательными выступлениями магнитогорцев на празднике 50-летия Победы в Сибае и Кизиле. В те годы, которые сегодня называют лихими, аэроклуб выживал, хватаясь за любую возможность заработать.
Решив организационные вопросы будущих выступлений, собрались лететь домой. Для четверых из семи летевших это оказался путь в вечность. День был холодным, с гор дул сильный ветер. Уже на рулёжной дорожке самолёт стало стягивать влево, да так, что он оказался у самой границы полосы. Остановились. Оба летчика, Литвинов и Гречиха, в недоумении смотрели друг на друга, полагая, что один из них держит ногу на педали. Выяснив, что это не так, опять начали рулить. Выбрались на середину полосы и двинулись было к исполнительному старту, как их опять стянуло к левому краю. Остановились. И вновь недоумение: "В чём дело?"
Всё-таки взлетев, поднялись метров на пятьдесят, но как только вывели самолёт из разворота, чтобы лечь на курс, как он неожиданно резко "полез" вверх. И только тогда выяснилось, что Алексей Марков забыл снять струбцины. Для далеких от авиации людей непонятен весь ужас этой забывчивости: струбцины буквально блокируют штурвал, и самолёт становится практически неуправляемым. До сих пор остаётся загадкой, как при подготовке к полёту опытные лётчики не смогли обнаружить, что рули зафиксированы! Но всё списывали на сильный боковой ветер.
Самолёт, столкнувшись с землёй, был отброшен, затем перевернулся и загорелся. Из семерых выжили трое…
Погибших похоронили рядом. Друзья установили лётчикам общий памятник, наверху которого винт самолёта.
В октябре 2008 года здесь обрела вечный покой и Валентина Вандышева - женщина удивительной судьбы.
Она родилась и прожила первые 18 лет в Кунгуре, в Пермском крае. В 1965 году переехала с родителями в Магнитку и сразу же пришла в аэроклуб, где начала заниматься парашютным спортом. Спустя два года одновременно с парашютизмом стала осваивать спортивный самолёт Як-18А. В 21 год Валентина получила первый спортивный разряд по парашютному спорту и поступила на парашютное отделение в центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ в Калуге. Через два года, в 1970 году, окончив лётно-техническую школу по специальности "инструктор-лётчик-парашютист", начала готовить спортсменов в Магнитогорском авиаспортклубе. Тогда же её зачислили в сборную команду СССР по парашютному спорту, а через год Валентина уже мастер спорта СССР. За три года в сборной страны она неоднократно занимала первые места в многоборье, а также по затяжным прыжкам и по точности приземления. Высокое мастерство Вандышевой в выполнении показательных парашютных прыжков и её активное участие в пропаганде парашютного спорта было отмечено множеством медалей, дипломов, грамот. Сама Валентина совершила более трёх тысяч парашютных прыжков.
В 1974 году сбылась её заветная мечта: приняли вторым пилотом в Магнитогорский объединённый авиаотряд. Через некоторое время она уже пересела в кресло командира АН-2. Потом освоила и АН-24, и АН-26. В биографии лётчицы было много событий, порой и драматических: посадки на льдины, перевозка груза "200". Словом, судьба подарила Валентине Павловне Вандышевой яркую, удивительную, насыщенную жизнь.
На участке мемориала погибших лётчиков похоронен и сын Валерия Литвинова Алексей. В Интернете про него написано: талантливый российский композитор, прозаик. И это действительно так. Журналист Марина Кирсанова спустя два месяца после смерти Алексея писала: "Кем он больше был - изобретателем, отмеченным журналом "Юный техник", талантливым композитором, оставившим огромное количество сочинений разных жанров, или литератором, сказать подчас трудно. Потому что юноша, не успев прожить на свете даже девятнадцати лет, так много успел за отпущенное ему судьбой время, сколько иному не удалось бы и за целый век".
Он поступил в Уральскую государственную консерваторию в Екатеринбурге, но успел проучиться в ней лишь три месяца: 13 декабря 2001 года Алексей трагически погиб. Точная причина его гибели неизвестна. Жизнь Алексея Литвинова пролетела, как яркая комета, след которой будет долго жить в памяти тех, кто его знал.
О каждом, кто обрёл последний приют на мемориале лётчиков на Левобережном кладбище, можно рассказывать и рассказывать: такой насыщенной, яркой была их жизнь. И ещё их объединяла бесконечная преданность авиации, спорту. Светлая им память!