Размышлять о музыке обучают теоретиков - учащихся теоретического отделения музыкального училища, в том числе и магнитогорского. Бывший педагог музыкального училища имени М. И. Глинки Раиса Львовна Нестерова передала мне тетрадь, в которую скрупулёзно заносила фамилии всех выпускников теоретического отделения, начиная с 1947 года. Именно тогда состоялся первый выпуск учащихся этого отделения.
Некоторые фамилии из этой тетради хорошо известны магнитогорцам. Многие помнят музыковеда, блестящую ведущую концертов Валерию Александровну Гапееву, а имя поэтессы и педагога Нины Георгиевны Кондратковской знают и музыканты, и литераторы, и жители улицы её имени в посёлке Западный. Творческая жизнь других выпускников сложилась по-разному. Но прежде надо рассказать о самом теоретическом отделении и педагогах, сыгравших большую роль в его становлении и развитии.
В 1944 году в Магнитогорском музыкальном училище открылось отделение, которое возглавила воспитанница ленинградской школы музыковед Калерия Алексеевна Ронферт. Впоследствии она стала первой заведующей отделением теории музыки Петрозаводского музыкального училища. В 1950-1960 годы с учащимися-теоретиками работали талантливые педагоги, в числе которых был и Ростислав Сергеевич Таубе - потомок дворянского рода, в котором сплелись немецкие корни по отцовской линии и русские по матери. В 1931 году, едва поступив в Московскую консерваторию, он был исключён по причине ареста отца. Только в 1936 году ему разрешили вернуться в Москву, где Ростислав обучался в консерватории на историко-теоретическом факультете и получил квалификацию "теоретик-музыковед".
В начале Великой Отечественной войны Таубе призвали на фронт, но в 1942 году демобилизовали по зрению. Он награждён медалями "За участие в Великой Отечественной войне" и "За доблестный труд в период Великой Отечественной войны".
В начале 50-х годов прошлого века Р. С. Таубе работал концертмейстером и преподавателем в детских музыкальных школах и музыкальных училищах Калинина и Магнитогорска. В 1952 году, получив вместе с женой Натальей - выпускницей Московской консерватории - приглашение работать в Казанской консерватории, покинул Урал. До 1958 года супруги работали в Казани, но Ростислав Сергеевич всегда с теплом вспоминал Магнитку и с удовольствием приезжал на экзамены теоретиков в качестве председателя государственной комиссии. В 1958 году супругов Таубе буквально уговорили перейти в Саратовскую консерваторию, в которой они проработали почти два десятилетия. Вот как вспоминают о Ростиславе Таубе его саратовские ученики: "В его педагогическом мастерстве было что-то, идущее от просветительской миссии русского дворянства и русской интеллигенции. Он испытывал истинное наслаждение отвечать на вопросы студентов и коллег, и нередко эти ответы превращались в маленькие лекции, увлекавшие рассказчика не меньше слушателей".
Скончался Ростислав Таубе в Твери в 1994 году. Его имя широко известно в музыкознании, а отдельные труды получили высокую оценку отечественных учёных.
В 1954 году в Магнитогорск приехали выпускники Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных Лиля Сковронек и её супруг Борис Фрейверт - участник Великой Отечественной войны. В феврале 1944 года он получил серьёзное ранение, последствия которого ощущал всю жизнь. Но, несмотря на то, что испытывал трудности при ходьбе, занимался плаванием и ходил на лыжах. Инвалидность не помешала ему стать прекрасным педагогом по гармонии и сольфеджио. На тот момент Борис Иосифович был единственным педагогом-теоретиком в училище. Потому вёл теоретические предметы на специальных и общих курсах, а это три ставки, 60 часов в неделю. Когда появились первые студенты-композиторы, ему пришлось заниматься и с ними. Фрейверт самостоятельно освоил основы композиции и начал писать музыку.
Участвовал Борис Иосифович и в работе городской секции самодеятельных композиторов, а в конкурсе на лучшую песню о Магнитогорске получил вторую премию. Его песню "Мой город" на стихи Нины Кондратковской исполняли на открытии городского фестиваля молодёжи. К тому же Борис Иосифович обладал красивым голосом огромного диапазона и регулярно принимал участие в концертах и капустниках, проходивших в училище.
Лиля Лазаревна вела курс музыкальной литературы, по заказу местных газет начала писать статьи о музыке, рецензии на концерты. Несколько её статей были опубликованы в журнале "Советская музыка". В них Л. Л. Сковронек рассказала всей стране о Магнитогорском музыкальном училище, его педагогах, их огромной просветительской работе в городе металлургов.
В Магнитке у супругов родилась дочь Людмила. Она, как и родители, окончила институт имени Гнесиных. Ныне Людмила Борисовна Фрейверт - искусствовед, кандидат философских наук. Б. И. Фрейверт и Л. Л. Сковронек проработали в Магнитке до 1962 года, а потом переехали в Тулу, где преподавали до 1984 года.
Дагмара Бубырева, педагог по фортепиано, приехала в Магнитогорск по распределению. За её плечами было музыкальное училище имени Гнесиных, в котором она училась у самой Елены Фабиановны Гнесиной, и институт. В Магнитке Бубырева преподавала до 1962 года. По воспоминаниям учеников, Дагмара Александровна была добрым, светлым человеком. Она дарила воспитанникам не только знания, умения, но и свою любовь. Не без помощи Елены Гнесиной Бубырева вернулась в Москву и долгие годы преподавала общее фортепиано в музыкально-педагогическом институте, а позднее на общественных началах работала в мемориальном музее-квартире Е. Ф. Гнесиной.
В 1956 году на теоретическом отделении музыкального училища Магнитогорска начала работать Ирина Михайловна Вызго - выпускница Ленинградской консерватории. Красивая, высокая, стройная, обаятельная, внимательная, она покорила сердца теоретиков, у которых вела предмет под названием "Анализ музыкальных произведений". Учащиеся с удовольствием посещали занятия Вызго и сожалели, что через два года Ирина Михайловна покинула Магнитогорск. Она вернулась в Ленинград и до своей кончины в 2005 году жила в городе на Неве, работала и педагогом во Дворце пионеров, и хранителем архива института театра, музыки и кинематографии. В 1969 году сбылась её давняя мечта: она стала преподавателем Ленинградской консерватории, где вела курс "Музыка народов СССР". Ирина Михайловна знакомила студентов с композиторскими школами Закавказья, Украины и Прибалтики, сложившимися в дореволюционное время, с устной профессиональной традиционной музыкой Средней Азии и Казахстана, с музыкальным фольклором. Кроме того, она долгое время была деканом теоретико-композиторского факультета.
Без сомнения, музыкальному училищу Магнитогорска, его теоретическому отделению, в частности в 1950-1960 годы, повезло с высокопрофессиональными педагогами, которые сумели взрастить первые поколения магнитогорских теоретиков. Многие из них вернулись в родное училище педагогами и сумели достойно продолжить дело своих наставников.