Среди них - единственный в России музей парфюмерии, созданный искусствоведом и коллекционером Элиной Арсеньевой.
Находится музей на Васильевском острове и занимает всего одну комнату. Договариваться об экскурсии нужно лично с хозяйкой посредством электронной почты или через социальную сеть. И лучше сделать это заранее - в музее регулярно проходят лекции и занятия в школе парфюмеров, так что найти свободное "окно" непросто. Зато, если удача улыбнется, вы совершите незабываемое путешествие в мир красоты, эстетики и дивных запахов…
Зеленый чай - в помощь
Элина встречает меня в просторной комнате, украшенной и обставленной винтажными вещами. По интерьеру музея невозможно определить ни эпоху, ни время. Приглушенный свет, прохлада - идеальные условия для хранения таких хрупких экспонатов, как духи.
На полках вдоль стен расставлены пустые флаконы из под парфюма. Элина очень бережно относится ко всему, что связано с парфюмерией. Для истинных коллекционеров флаконы тоже представляют ценность: обычная стекляшка через 50 лет может стать бесценным произведением искусства и памятником своего времени.
А вот главные раритеты спрятаны от сторонних глаз посетителей. Хранятся духи в коробочках, в темном прохладном месте. Лишний раз их лучше не тревожить, ведь некоторым экземплярам более ста лет. Достают их лишь для посетителей, а затем снова убирают в укромное место.
Элина Арсеньева предлагает совершить путешествие к истокам российской парфюмерии и рассказывает о том, как это искусство зародилось в России. На столе бережно расставлены уникальные духи прошедшей эпохи, запах которых и сегодня звучит ярко и чисто. Огромная корзина с конфетами и зеленый чай дополняют атмосферу уюта. К слову. В магазинах, если вам предстоит перенюхать несколько парфюмов, для того чтобы "очистить" нос, продавцы предлагают вдохнуть пары кофе. А это неверно. Кофе забивает рецепторы так, что после него вы не сможете воспринять верно ни один аромат. Для того чтобы освежить восприятие запахов, гораздо эффективнее зеленый чай. Так можно продолжать знакомство с духами, сохраняя ясность восприятия.
Ароматы Элина стала собирать в 80 е годы. Сейчас парфюмерные раритеты она находит в основном на аукционах и благодаря сотрудничеству с другими коллекционерами. По себе скажу - пополнять таким образом коллекцию не так затратно, как кажется на первый взгляд. Главное - найти и не упустить лот!
Назад в прошлое
Начинаем парфюмерное путешествие с одного из самых старых экспонатов - духов "Лориган Коти" выпуска 1905 года.
- Самый старый экспонат - привет из девятисотых, - говорит Элина. - Этой лапочке 108 лет. Аромат не только сохранился, он просто волшебный! Понятно, почему Коти стал поставщиком разных Дворов, в том числе и русского. Эти духи к русскому двору поставлялись большими партиями. В то время было принято ароматизировать дворец. Слуги брали по флакону духов и орошали ими кресла, шторы и прочие вещи.
Семья Романовых пользовалась духами "Лориган Коти", и это страшно обижало наследников другого парфюмера - Генриха Брокара. В 1864 году Брокар открыл в России свою фабрику и всегда хотел стать главным поставщиком двора его императорского величества. Он собрал всевозможные медали на различных выставках, обслуживал всех родственников Романовых, но заветного документа так и не получил. Так и умер в 1900 году. Поэтому парфюмеры фабрики Брокара решили сделать своеобразный "русский Лориган". Эти духи впоследствии стали легендарной "Красной Москвой". А изначально были "Любимым букетом императрицы", выпущенным к трехсотлетию дома Романовых. Действительно, это в чем-то русский "Лориган", только более гвоздичный - в России было принято делать то же самое, что и во Франции, только более пряное.
- "Красную Москву" по-прежнему можно купить в магазинах, и цена ее около двухсот рублей. Мне кажется, современная версия духов мало изменилась, - продолжает Элина. - Есть компоненты в духах, которые действительно дороже золота - корень ириса, абсолют жасмина, абсолюты розы и нарцисса. Настоящий ирис дает пудровость аромату, но не холодную, снежную, а мягкую. Некое ощущение фланели. Так вот, натурального ириса там уже нет. Направление изменилось, "Москву" сделали более мягкой и политкорректной.
Дегустируем еще одни довоенные духи - Narcisse Noir Caron ("Карон Нарцисс Нуар"), выпущенные в 1911 году. Аромат - шедевр! Волшебный коктейль нарцисса, розы и жасмина. Ночной, готичный, аромат вне времени. Автоматически записываю его в свою "хотелку".
- Не всем он так нравится, - улыбается Элина. - Что я только про него не слышала: и запах старой вампирши, и запах резины. Его носили женщины, подражавшие кинодивам с бледными лицами, яркими кровавыми губами. Это типаж раннего Голливуда. Сделал их Эрнест Дальтрофф - парфюмер-самоучка из семьи богатейших банкиров. Он привык делать то, что хочет. Поэтому его парфюмы хоть и не следовали моде, но неожиданно приходились в тему.
Кстати, Narcisse Noir выпускается до сих пор и по своим качествам мало чем отличается от винтажного. Может быть, стал чуточку проще.
- Это аромат, в котором нельзя бежать за автобусом, - резюмирует Элина Арсеньева.
Первая мировая война сказались и на парфюмерии. В это время парфюмеры задавались вопросом "Чего хочет женщина?" Слава богу, женщина хотела всего, что угодно, только не цветочков. Парфюмерных домов стало меньше - многие уехали в Америку.
В 1917 году Франсуа Коти выпустил знаменитый "Шипр" - он искал самые удачные аккорды, не гонясь за оригинальностью. Бергамот и цитрус - стартовый позитив, цветочное сердце. Кроме дубового мха и лабданума, он добавил пачули, мускусные и древесные ноты. Также на ура в это время пошли парфюмы с табачными и кожаными нотами. А в 1921 году появились легендарные духи Chanel № 5, созданные парфюмером Эрнестом Бо. С тех пор и до наших дней формула духов только официально менялась пять раз. И причина не только в том, что Международная парфюмерная ассоциация объявила "вне закона" натуральный дубовый мох и некоторые другие ингредиенты.
- Считается, что духи надо осовременивать, так они лучше продаются, - поясняет Элина. - Владельцы фирм "Шанель парфюмс" и "Буржуа" - семья Вертхмаймеров - всегда хорошо соображали, как заработать больше денег. Это богатая семья: нефть, алмазные копи, конезаводы. В 1924 году они инвестировали в фирму "Шанель", и самой Габриель доставалось всего лишь десять процентов от прибыли. Словно английская королева, она должна была "светить лицом" и не вмешиваться в бизнес. Зато ей открылся американский рынок.
Следующий парфюм, который держит в руках искусствовед, - легендарный "Шалимар" творения Жака Герлена, парфюмера в третьем поколении. Большинство знаменитых духов фирмы "Герлен" сотворил именно он в период с 1885 года по 1955 годы. Почерк парфюмов Герлен - сложный, неторопливый, сходный с римской мозаикой. Много нюансов и компонентов, запах - лабиринт с продуманным сценарием. В каждом парфюме есть кульминация, катарсис и финал. Получается аромат-интрига. Современный "Шалимар" по сравнению с винтажным - небо и земля. Настоящим ценителям этих духов Элина советует искать их на аукционах, и чем тоньше ножка у флакона, тем ближе выпуск к 1925 году.
Всего за время экскурсии мы продегустировали более семидесяти парфюмов, начиная с эпохи
XIX века и до современности. Зеленый чай помог не притупиться обонянию. А всего в коллекции Элины Арсеньевой более четырех тысяч экземпляров. У меня, чья коллекция едва достигает двухсот парфюмов, от этой цифры закружилась голова. Более того, хозяйка музея дает возможность увезти с собой частицу своей ароматной коллекции: кусочки блоттеров, смоченные в духах и запечатанные в пластиковый пакетик. Таким образом, в любое время можно открыть его и насладиться запахом.
Не хуже французов
Есть у Элины Арсеньевой и любимые духи, которые так и называются "Элине". Их автор - современный парфюмер Наталья Светлая. Наталья творит духи только из натуральных компонентов. Каждый из них неповторим. Это стопроцентная авторская работа, начиная от содержимого и заканчивая упаковкой. Ее духи "Ave Maria", "Дон Жуан де Марко", Шоколад", "Русская кожа" знают многие коллекционеры-парфюмисты. К сожалению, в обществе все еще бытует негативный стереотип по отношению к российской парфюмерии. Всем нужна "Франция" - пусть даже не совсем качественная и часто банальная. Поэтому, кроме просветительской деятельности, у петербургского музея парфюмерии есть еще одна важная задача - воспитание нового поколения парфюмеров. В России, и в частности в Петербурге, очень много талантливых "носов", ничем не уступающих французам. В школе готовят профессиональных парфюмеров не для нужд промышленности, а для индивидуальной творческой работы. Есть теоретическая часть, где изучают историю парфюмерии, и практическая. Не обязательно быть профессиональным химиком, главное - иметь талант, острое обоняние и огромное желание приобщиться к волшебному миру ароматов.