Магнитогорский металлургический комбинат - один из крупнейших поставщиков стали для автозавода. На ПАО "АВТОВАЗ" приходится почти половина всей отгрузки магнитогорского металлопроката в адрес автомобильной отрасли. И конечно, автомобилестроение - главный туристический пункт всех, кто приезжает в Тольятти.
Если на сам завод с его конвейерами и оборудованием так просто не попасть, то результаты деятельности отечественного автопрома можно легко увидеть в местном музее ПАО "АВТОВАЗ". Этот музей уникален тем, что рассказывает о работе Волжского автозавода буквально с первых лет его существования. Кстати, накануне моего визита в Тольятти здесь побывала делегация Магнитогорского металлургического комбината во главе с заместителем генерального директора ПАО "ММК" по продажам Николаем Лядовым и заместителем генерального директора ПАО "ММК" по производству Сергеем Ушаковым. Гостям из Магнитогорска рассказали и показали всё, чем гордится Волжский автозавод. В действующей экспозиции представлено более шестидесяти экспонатов, среди которых как новейшие модели автопрома, так и ретро-автомобили.
- Музей был организован по инициативе генерального директора АВТОВАЗа Виктора Полякова весной 1975 года, - рассказывает директор Татьяна Ралка. - Создавалось всё в быстром темпе на базе учебного центра завода. Много лет музей ютился на небольшой площади, экспонатов было немного. Но в 2011 году он переехал в новые, более просторные помещения корпоративного университета АВТОВАЗа.
Коллекция автомобилей собиралась разными способами. Примечательно, что у завода есть традиция выпуска юбилейных автомобилей, которые не идут на реализацию, а остаются как память. Есть среди них и новейшие модели LADA Vesta и LADA XRAY, для которых ММК с 2015 года поставляет холоднокатаный и горячеоцинкованный рулонный прокат из высокопрочных марок стали для изготовления внешних и внутренних деталей.
Приковывает внимание и ярко-жёлтая Kalina Sport, на которой Владимир Путин в 2010 году проехал 200 километров по трассе Чита-Хабаровск. Мнение президента об этой машине положительное. "Выглядит как цыплёнок, а летает как ласточка", - сказал тогда Владимир Путин, оставив на капоте свой автограф.
На другом автомобиле как-то раз прокатился Борис Ельцин. Это был "ВАЗ-2110" ручной сборки, выполненный в цвете "голубой металлик", с салоном из кожи и замши. Его собрали на заводе в 1994 году, за год до серийного выпуска модели, и привезли в Кремль, чтобы показать членам правительства.
Есть здесь и белый седан "ВАЗ-21099", выпущенный в 1991 году в честь 25-летия Волжского автозавода. На его кузове мелким шрифтом напечатаны фамилии и инициалы всех сотрудников "АВТОВАЗа" по состоянию на июль 1991 года, а это более ста тысяч надписей.
Некоторые машины подарены жителями Тольятти, в основном - старые модели ВАЗа. Так в музей попал и один из первых серийных автомобилей, собранных в Ставрополе, - вишнёвая "копейка". Эта машина стала самой первой, реализованной через фирменную торговую сеть предприятия в августе 1970 года. Спустя 19 лет владелец передал машину в музей, а в подарок получил от завода новый автомобиль.
Профсоюзный комитет завода подарил музею легендарную "двойку" - универсал на базе первой модели "Жигули" - "ВАЗ-2102". Такие машины выпускали с 1971 по 1985 год, пока их не сменили универсалы модернизированной "классики" - "ВАЗ-2104". Представленная машина за свою жизнь успела преодолеть более ста десяти тысяч километров.
Среди автомобилей, которые уже можно причислить к ретро, приковывает взгляд и хромированная блестящая "тройка". Это был третий автомобиль, освоенный по контракту между ВАЗом и FIAT. Выставленный образец - первый "миллионник" предприятия с порядковым номером сборки 1000000.
Кстати, FIAT-124 тоже можно увидеть на выставке. Автомобиль из частной коллекции и экспонируется временно. Именно этот красавчик стал прототипом советского "ВАЗ-2101". В его конструкцию были внесены лишь незначительные изменения, чтобы адаптировать авто к нашим дорогам.
- Каждый автомобиль имеет свою историю, - рассказывает Татьяна Леонидовна. - Есть здесь и первая рессорная "копейка", и последняя "семёрка", закрывающая поколение заднеприводных автомобилей, на смену которым пришла "Лада Гранта". Очень много экспериментальных автомобилей. Они не вошли в серийное производство. Их задача - показать потенциал завода, инженерной мысли и дизайнерского мастерства. Автомобили до сих пор не утратили своей актуальности, хоть и были разработаны десять лет назад.
Некоторые из автомобилей могли бы стать украшением фантастического фильма. Например, Lada Rapan, сделанный к сотому юбилейному автосалону во Франции в 1998 году. По замыслу дизайнеров, "ракушка" предназначена для поездок за город и в зоны отдыха. Выполнена она в стиле биодизайна. Дополнительное остекление дверей способствует отличной обзорности, а силовые агрегаты концепт-кара, электропривод и аккумулятор размещены в раме, что тоже весьма необычно.
Ещё один электромобиль, который, к сожалению, никогда не появится на дорогах страны - "Эльф". Это двухместная пляжно-прогулочная машинка, которую разработали на ВАЗе в девяностых годах. Экспериментальный концепт-кар экспонировался на выставках в Москве, Ницце и Париже.
Музейные работники не разделяют автомобили по приоритетам, с любовью относятся к каждому экспонату. Но есть здесь и свои звёзды, среди которых почётное место занимает "Нива". С 1990 по 2001 год эта машина работала в Антарктиде на российской антарктической станции "Беллинсгаузен", перевозя грузы, буксируя малые суда и обеспечивая связь "Беллинсгаузена" с другими полярными станциями. Её пробег составил более десяти тысяч километров. После десяти лет экстремальной службы легендарная "Нива" заняла почётное место в музее.
Вообще, своим появлением "Нива" обязана председателю Совета Министров СССР Алексею Косыгину. Посетив тольяттинский автогигант, он порекомендовал конструкторам заняться разработкой полноприводного автомобиля, который пригодится военным и сельчанам. Сейчас - это уникальный российский внедорожник, который в своё время даже экспортировали в Японию. Специально для этой страны были выпущены праворукие "Нивы". Во всём мире у неё множество поклонников, существуют даже клубы любителей "Нив". А в апреле этого года легенде отечественного автопрома исполнилось сорок лет. На этих автомобилях отечественные путешественники и учёные побили немало рекордов, среди которых - покорение Северного и Южных полюсов, экспедиции на Тибет и японский вулкан Фудзияма.
В музее можно увидеть ещё одну "Ниву", работающую на топливных элементах. В ней нет обычного для автомобилей двигателя. Вместо него - энергетическая установка, созданная с применением технологий космического корабля "Буран". Так называемый водородный двигатель вырабатывает электричество путём холодного синтеза водорода и кислорода. И никаких вредных выбросов в атмосферу, кроме водяного пара. Почему такие уникальные разработки до сих пор не внедрены в серийное производство - история умалчивает.
Все автомобили находятся в идеальном состоянии. Конечно, в этом большая заслуга работников музея. За день музей посещают сотни туристов, которые не просто смотрят, но и прикасаются к экспонатам, фотографируются на их фоне. Любое прикосновение к полированной поверхности кузова оставляет отпечатки. Поэтому каждый день перед открытием музея, сотрудники натирают и полируют экспонаты.
По словам директора музея Татьяны Ралки, правительственная программа импортозамещения, касающаяся и сферы внутреннего туризма, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. В запасниках хранятся автомобили, которые пока ещё ждут своего места на выставке. А сам музей активно готовится к следующему лету, когда Россия, и Самарская область в частности, будет принимать чемпионат мира по футболу.