Путевые очерки в рубрике "Вокруг света" не только расширяют кругозор, но, бывает, побуждают читателей высказать иную, отличную от авторской точку зрения на менталитет страны, народа, уровень жизненного комфорта в чужом государстве. Впечатления, безусловно, разнятся. Одно дело увидеть парадную сторону, другое - наблюдать жизнь не из окна туристического автобуса, а изнутри, окунувшись в повседневную жизнь. Лишь пожив на чужбине годок-другой, почувствуешь плюсы и минусы иного мироустройства. Почти уверена, человек возвращается на родину горячим патриотом. С таким настроением несколько лет назад вернулась из Америки. Схожие чувства были у моей однокурсницы Натальи, кровные родственники которой несколько лет живут в Канаде. Дочь Маша и две маленькие внучки волею случая оказались в крупнейшем канадском городе Торонто.
Наталья - учитель с большой буквы, и о системе образования в Канаде знает не понаслышке: внучки учатся в школе. Интересно сравнить, сопоставить, увидеть недочёты и достижения педагогики в другой стране. Разговор шёл не только о школе, но и о высочайшей конкуренции на рынке труда, заоблачных налогах, трудностях жизни в стране, вошедшей в топ-десятку самых комфортных стран мира.
- Наталья, как дочь оказалась в Торонто?
- Работала в Эмиратах, вышла замуж. Супруг, выходец из Ирака, мечтал о Канаде. Купили трёхкомнатную квартиру, но жизнь не сложилась. Развелись. Дочь с детьми осталась в Торонто. Она преподает в колледже английский язык студентам-иностранцам. В прошлом году в школу пошла младшая внучка. Обучение в начальной школе начинается с четырёх лет. В стране очень разветвлённая система среднего образования: есть католическая, частная, французская, общественная, или паблик скул, и ряд других школ, которые учат детей по индивидуальным программам. Самая престижная - паблик скул. Она бесплатная, но именно в паблик скул работают лучшие учителя с самой высокой зарплатой и приличным социальным парашютом. В других школах платят меньше, но там и программа иная: больше каникул.
- Требования в высших учебных заведениях, думаю, стандартные? В противном случае, как дети поступают в вузы при столь разных программах?
- Есть экзамены, подобные нашему ЕГЭ. Но не каждый ученик дойдёт до уровня хай-скул - аналог наших выпускных классов. Дети, в основном, оканчивают мидл-скул и идут в колледжи. Среднее образование, как и высшее, только платное. Правда, очень распространены гранты, но получить привилегию очень сложно. Образование не усреднённое, как у нас, а избирательное. Например, ученик уверен, что изучил базовые основы курса по русскому языку и способен сдать экзамен. Сдаёт, получает сертификат, а потом может повышать свой уровень знаний. Сертификат действителен в течение определённого времени. В такой системе есть рациональное зерно. Допустим, ученик успешен в гуманитарных науках, зачем ему убивать время на изучение математики? Он может сдать экзамен на минимальное знание математического курса, а затем углублённо изучать избранный предмет и каждый раз сдавать экзамен на более высокий уровень, пока не приблизится к баллу, который требуется для поступления в вуз. То есть, многоступенчатая система экзаменов позволяет и детям, и родителям изначально профориентироваться, приближаясь к заветным 100 балам, чтобы получить грант на обучение. Подчеркну, система грантирования очень развита в Канаде. Правда, отличается особенностями. Дочь выиграла грант на получение магистерского диплома. Но грант - это лишь беспроцентный кредит на образование. Человек может, не отвлекаясь на заработок, спокойно заниматься наукой. Впрочем, часть денег после обучения он обязан вернуть.
- Как и чему учат детей в начальной школе?
- Система дошкольного образования очень консервативна и не менялась с конца 40-х годов прошлого столетия. Видела эту программу, которая представляет собой довольно внушительный талмуд. Вроде всё по уму: есть и физическое, и коммуникационное, и интеллектуальное развитие. Сравнивая, скажу, что у нас - горе от ума: много мудрёного, много проверок, всевозможных нормативов. У них всё проще. Например, у нас расписано, сколько умывальников полагается на определённое число детей. Мне стало плохо, когда увидела, что в детсадовской группе на 25 человек стоит один умывальник и один унитаз! Но для них это нормально. В детсадах нет второй обуви. Грязища невозможная, но никто не болеет дизентерией. Родители приходят и всю "соляную" грязь (дороги зимой посыпают солью) тащат в помещение. Однако они по этому поводу не заморачиваются.
- Может, потому что мало чиновников? Надзорные органы и те, кто присвоил себе эти функции, во время проверки учреждений считают своим долгом найти хоть какой-нибудь недостаток в работе.
- Да, у нас надзор возведён в особый ранг. В Канаде в этом плане проще. Поначалу это смущает, но со временем привыкаешь. И так не только в садиках, но и в больницах. По сравнению с их медучреждениями наши больницы просто стерильные.
- Может, стоит найти золотую середину? Вспомнила случай, возмутивший до глубины души. В одном из травмпунктов врач заставил человека надевать бахилы. Чтобы натянуть пластиковые тапки, бедолаге с "гипсовой" ногой пришлось встать на колени. Возвратимся к содержанию образования. Что понравилось?
- Активное чтение. Любовь к книге прививают с детского сада. Приводишь ребёнка в группу, а воспитатель уже читает книгу сидящим на полу ребятишкам.
- Так пол грязный.
- На грязном и сидят. Возвращаясь из школы, старшая внучка каждый вечер приносила из библиотеки книжку. Издания очень качественные: крупные буквы, понятный, доступный для ребёнка текст. В Канаде - школа радости: домашних заданий практически нет. Заменяют интенсивную учёбу книги. Если ребёнок не умеет читать, родители обязаны донести содержание и проанализировать с ребёнком текст. Вопросы есть в конце текста. Книги читают на бумажных носителях. Есть гаджеты, интерактивные доски, но электроника не в приоритете. По сути, технические новинки в учебном процессе ничего не меняют.
Понравилось, что много внимания уделяют труду, учат работать руками, прививают знания о природе. Например, сажают семечко, поливают, наблюдают на ростом. Активно составляют гербарии. И у нас это есть, но порой задания доводят до абсурда. Листики, как правило, собирают родители. Они же до часу ночи решают задачки про землекопов или выполняют задания по музыке. Там образовательный процесс построен таким образом, что ребёнок в состоянии сам выполнить задания. Например, в течение недели решить 15 примеров. Но, кровь из носу, обязан каждый день читать маленькую, тоненькую книжку.
Во время урока в классе с 22 учениками находятся учитель и два помощника. Помощники, как правило, волонтёры. Это движение очень развито в стране. Они помогают учителю кормить детей во время перемены. Завтраки дети приносят из дома. Эта забота лежит на родителях. Как и выработка у детей элементарных умений, привычек и знаний. Была у внучки проблема: не могла различить правый и левый ботинок. Попросили воспитателя подсказать малышке, если наденет неверно. В ответ услышали, мол, это ваши проблемы, вы обязаны научить дитя. И слова не скажут, если ребёнок перед едой не вымыл руки - опять же родительский "прокол".
Детсады работают с девяти утра до шести вечера. Если опоздали вовремя забрать, включается счётчик. Плата за пребывание очень высокая, примерно тысяча долларов, но если заработок невысокий, то имеешь право на субсидию. Приблизительно 600-700 долларов оплатит государство. Требования жесткие: опоздал с документами, значит, льготу не получишь. Попытаешься обмануть - выявят, обяжут вернуть, оштрафуют да ещё и к ответственности привлекут.
Первоклашки кушают в соседнем классе, а старшие - на улице. На переменке притулятся со своими ланч-боксами где-нибудь на лавочке и едят. В классе занимаются несколько групп, разных по возрасту и видам деятельности. Допустим, четырехлетний ребёнок не усвоил курса, значит, второгодник и будет проходить заново.
В Канаде, стране эмигрантов, учатся дети-билингвы, для которых английский язык не родной. В школу они приходят с разным уровнем знания языка, но учат всех вместе. Считается, что в смешанном классе дети быстрое выучат язык. Не сказала бы. Внучка заговорила по-английски через полгода. Дифференцированного преподавания нет. Ребята, не усвоившие язык, замыкаются, отстраняются. Способных, талантливых детей "усредняют", подводя под стандарт. Полагают, что одарённые пробьются сами.
В школе культивируют здоровый образ жизни, подвижные игры. Программы минимизированы, ориентированы на то, чтобы образовать представителей среднего класса. Сравнение не в нашу пользу: высоко подняли планку информативности: много теории, которая мало поверяется практикой.
- Вспомнила выводы социологов, в которых западные учёные определяли уровень знаний российского и американского учеников. Вывод вынесли в заголовок: Иван знает больше, чем Джон.
- Теория - наш плюс, но и минус одновременно. Надо найти золотую середину.
- Как обстоят дела в вузах, колледжах?
- Заканчивается учебный год у дочери. Она преподаёт английский язык в колледже, где учатся иностранцы. Нагрузка - 20 часов в неделю. Расстраивает неопределённость: она не знает, где будет работать в следующем учебном году. Маша обязана уйти, освободив место другому соискателю. Даже верх педагогического искусства не даёт никому шансов надеяться, что комиссия оставит успешного педагога. Маша - нештатный преподаватель. Таких, как она, в колледже 85 процентов, что даёт возможность манипулировать людьми. Может, перейдёт в другой колледж, может, повезёт и возьмут в университет. Штатные работники колледжей и вузов - класс привилегированный, имеющий шикарные льготы, дорогие медстраховки. Как правило, это потомки мигрантов в третьем поколении.
- Как обстоит дело со взятками?
- Не могу сказать, подтверждений не видела, но скрытое вымогательство под видом благотворительности приветствуют везде, начиная с детсадов и заканчивая управляющими компаниями сферы ЖКХ. Распространены скрытые поборы, например, продажа на школьной ярмарке кексиков, пирожков, поделок. Нередко можно прочесть объявления: мол, вы можете пожертвовать на премии для работников, учителей и воспитателей.
Продолжение следует.