Это общественный транспорт, который всегда переполнен, как в час пик. Он едва передвигается по каналам и часто останавливается, чтобы впустить новую порцию туристов.
Пешком лучше!
Город-музей на северо-востоке Италии открывается не сразу. Если ехать на автобусе, то сначала будут пригороды, широкий мост. Потом появляется тусклое Адриатическое море - оно не производит впечатления, но волнует ожиданием самого главного и необычного. Автовокзал Трончетто встречает длинным зданием с большими стенами-стёклами. Туристы растерянно оглядываются в поиске информационного бюро, касс или автоматов, но чаще попадаются кафешки. Некоторые пытаются разменять бумажные деньги, опасаясь, что терминалы не дадут сдачи, но большинство всё-таки находят небольшое помещение, где продают билеты на общественный транспорт. Выгоднее брать семейные на весь день, но эта умная мысль приходит зачастую поздно, а поменять нельзя.
Причал для вапоретто самый заметный. И большие буквы, складывающиеся в "Сан-Марко" вполне соответствует устремлениям гостей города. Пройти на остановку можно, отметив билет у электронного контролёра. Затем все попадают в большую прямоугольную будку, слегка раскачивающуюся на воде. Дисциплинированные европейцы послушно стоят перед надписью "стоп", а некоторые туристы решительно занимают мостики, по которым должны выходить пассажиры вапоретто. Через пару секунд становится понятно, что это наши соотечественники.
Издалека плавучий трамвай похож на катер. На него приятно смотреть. А потом оказываешься в помещении с рядами жёстких сидений и грязноватыми окнами. Людей становится всё больше. Они занимают проходы, открытые и закрытые площадки. Тащат огромные чемоданы и сумки. Едут на инвалидных колясках. Душно, тесно, медленно. Вдобавок дорого. Проезд стоит 7,5 евро. А центр всё приближается. Уже пора радоваться грандиозному Гранд-каналу, старинным зданиям, гондолам. Да и знаменитый мост Риальто близко. Правда, не очень понятно, надо ли на нём вздыхать или влиться в ряды продавцов и торговцев поблизости. Можно просто полюбоваться. Он очень красивый.
Ощущение праздника появится - стоит только выйти из вапоретто. Если нет возможности прокатиться на дорогущих гондолах, лучше взять катер. Или идти пешком. Конечно, если хочется объехать несколько из 118 островов Венеции, без плавстредств не обойтись. А на то, чтобы пройти от центральной части до вокзала, потребуется минут тридцать. Или даже меньше, если не заходить в бутики и магазинчики. Можно сократить путь, подъехав поближе к центру на автобусе - за полтора евро. Бродить по улочкам Венеции - большое удовольствие, хоть они зачастую и очень узкие.
Святые мощи
Венеция появилась в пятом веке. В Средневековье была одним из крупнейших городов Европы. В пятнадцатом веке здесь жили 180 тысяч человек. Крупнее был разве что Париж. Город купцов, ремесленников и художников, кажется, больше всего прославило похищение мощей святого апостола Марка в Александрии. Случилось это в девятом веке. Рассказывают, что купцы, укравшие мощи, везли саркофаг, обложив его свиными тушами, поэтому арабы-мусульмане не обыскивали тщательно груз и не нашли пропажу. Сначала мощи хранились в базилике Святого Марка. Потом на её месте построили собор. Сейчас это главная достопримечательность города, как и площадь рядом с ней, и дворец венецианских правителей - дожей.
Днём площадь переполнена людьми, столиками кафе и ресторанов, торговцами. А дорога к ней вдоль набережной похожа на какой-нибудь вьетнамский рынок в Магнитогорске: сплошные палатки с прилавками и многочисленными сувенирами. Смуглые продавцы, расхваливающие свои товары. Популярнее всего в Венеции маски. Они и продаются в изобилии - маленькие и большие, пластмассовые, деревянные и кожаные. Но если отвернуться от лотков, то вид - потрясающий. А потом на площади непременно встретятся музыканты, которые будут играть какую-нибудь волнующую классику. И красота зданий, улочек, мостиков заставит перестать метаться от одной достопримечательности к другой, а просто сесть и наслаждаться, купив стаканчик с нарезанными ягодами и фруктами - холодными. Здесь это очень популярная еда. Продаётся с ложечкой. Или заказать пиццу и кофе - цены, что удивило, такие же, как везде. Даже около площади Сан-Марко можно запросто посидеть в кафешке. Во многих заведениях представлены кухни большого количества стран. В одном ресторанчике даже видели в меню борщ. А в другом попался официант из России. Одним из прохожих, подсказавших дорогу, оказался русскоязычный американец. А в бутике встретили женщину из России, которая путешествовала с собачкой: "Как же я оставлю её одну?".
Оказалось, что в этом городе-музее есть своя промышленность: нефтепереработка, нефтехимия, электротехника, судостроение и родная для магнитогорцев металлургия. Находится всё это в промышленной зоне Маргеры. Туристы туда, наверное, не ездят, хотя не факт. Большинство всё-таки ограничиваются историческими достопримечательностями. Некоторых ещё влечёт на остров-кладбище или остров-пляж. Отдельным туристам очень хочется опустить руку или ногу в море вокруг Венеции. Но от воды плохо пахнет, да и масляные круги, грязная пена быстро отбивают это желание.
Город состоит из старинных зданий, мостов, мостиков - их здесь 400, каналов и проток - 150 штук, кафе и магазинов. Бутики здесь повсюду. Там, где продают сладости, угощают шоколадными шариками, печеньем и конфетами. Для детей такие магазинчики оказываются самыми привлекательными. А взрослых тянет в бутики с косметикой. Посетители в них активно брызгаются пробниками дорогих духов и красятся тестовыми брендовыми помадами. Продавцы могут спросить на нескольких языках: "Чем я могу вам помочь?" В одном из магазинов был, видимо, востребован русский. И девушка-консультант попросила несколько раз повторить эту фразу, чтобы заучить её.
Утонет?
Между бутиками встречаются рынки и базарчики. Всё это прореживают многочисленными кафе, пиццерии, траттории и рестораны. Бродить по Венеции можно бесконечно. Правда, некоторые чиновники считают, что пора уже сделать прогулки хотя бы по площади Сан-Марко платными. Так что, быть может, скоро вокруг неё появятся турникеты. Да и стоимость проезда по Большому каналу могут повысить. Впрочем, пока это лишь слухи.
Некоторые эксперты говорят о Венеции как о городе без будущего. И дело не в том, что дома, дворцы и скульптуры разрушаются. Это, в общем-то, поправимо. Да и построена Венеция на сваях из лиственницы, которая почти не гниёт в воде.
Главная проблема в том, что в результате промышленных работ долгое время размывался грунт под городом. И Венеция постепенно уходит под воду. Виновницы-скважины закрыты. Оседание замедлилось, но, увы, не прекратилось. Одни учёные говорят, что уже в 2028 году здесь вряд ли кто-то сможет жить, а к третьему тысячелетию Венецию полностью затопит. Другие заверяют, что можно построить герметичные барьеры, которые спасут Венецию. Или придумать другие способы.
Пока же этот уникальный город процветает и здравствует. В нём живут чуть больше 260 тысяч человек, работают более 400 гондольеров. Осенью бывают наводнения. Каждый год сюда приезжает около двадцати миллионов туристов. Многие - лишь на день. Некоторые остаются в отелях и квартирах. И, наверное, успевают привыкнуть выходить из подъезда почти прямо в воду. Для многих этот особый город кажется не очень-то комфортным. Ремонт делать нельзя - это же памятник. И жить на воде романтично только первые пару часов. Зато посмотреть на Венецию едут со всего мира. Путешествуют семьями и в одиночку. Она производит сильное впечатление, пьянит, будоражит и радует. О ней приятно вспоминать. А жить - лучше в другом месте.