Погружение в мир Тосканы, знакомство с ее жемчужиной - городом Монтекатини Терме стали явлением для участников международной научно-практической конференции по модернизации образовательной политики высшей школы в трех государствах - Италии, России и Белоруссии. Представительство форума включало в себя профессорско-преподавательский корпус Флоренции, Новосибирска, Магнитогорска и Гродно.
Итак, была весна - начало всех начал… Монтекатини Терме - город легкого дыхания, где атмосфера возрождает дух свободного творчества. Принято считать, что именно этот город - сердце Тосканы, и с этим трудно не согласиться. Многовековая история города покоряет нас своим многоярусным пространством. Здесь каждый камень - событие, каждое дерево - оживший образ с полотен Леонардо. И надо отдать должное: жители Монтекатини Терме - талантливые "селекционеры". Им всегда интересны инноваторы разных пространств, которые вместе с ними чувствовали бы новую реальность.
Нам, выходцам из России, довелось отчасти познать и "душу" Монтекатини - термальный комплекс Terme Exselsior, который включает восемь источников, бьющих из глубины 1000 метров. Термальная вода обладает живительной силой, лечение ею направлено на исцеление печени, системы пищеварения и почек. Процесс этот созвучен с арт-терапией, поскольку архитектурный ансамбль, вмещающий одиннадцать водолечебниц, завораживает и одновременно воздействует на работу воображения. Очищению кожи и восстановлению суставов способствуют термальные грязи и палеоморская глина, что берется из кратера термальной воды Грокко. Как не вспомнить здесь наше, российское: в здоровом теле - здоровый дух!
Именно в одном из храмов здоровья Terme Exselsior синьор Массимо Джованетти - ответственный за маркетинг и рекламу термального комплекса - предоставил выставочное пространство для размещения экспозиции, насчитывающей более 100 экспонатов. Дворец стал домом для нескольких художественных школ, включая итальянские, представленные экспозицией керамики и художественной фотографии. Русский вернисаж "Образ женщины, оставившей значимый след в культуре и искусстве" вызвал живой интерес зрителей. Всего в новом многоярусном пространстве термального комплекса разместились три персональные выставки представителей Уральского региона из Магнитогорска - выставка художественной фотографии "Красные пески февраля: Пирамиды-2012", выставка "Призма" - живопись, графика, коллаж А. Котельникова и заочная выставка компьютерной графики "Иллюстрация" преподавателя кафедры дизайна А. Дерина. Получив приглашение для участия в форуме, педагоги МаГУ посчитали целесообразным выставить и творческие работы студентов ФИИД.
Известный в Италии искусствовед Д. Меникуччи - консультант знаменитых галерей и домов-аукционов - сравнил представленные работы со свежим ветром Урала, донесшим до итальянских друзей новизну искусства современности: "Я полюбил этих художников. Они такие разные, но способ постижения и пробуждения у них - один…" Другой критик искусства Лучия Монгарди, словно ребенок, то и дело хлопала в ладоши, восклицая: "Браво! Браво! Браво!" При этом внимательно и вдумчиво сопоставляла названия работ, данные на итальянском языке в именных буклетах с масштабным изображением листов экспозиции, деля с присутствующими радость узнавания и понимания. За участие в персональной и коллективной выставке художникам вручили аттестаты-сертификаты, заверенные автографами ведущих галеристов, критиков и педагогов Италии.
Усилиями и подвижничеством итальянских друзей выставка приобрела статус передвижной и уже сегодня путешествует по разным галереям Италии. Так, Анжела Галли - художник-фотограф, скульптор-модернист - выразила желание разместить в своей галерее, на Эльбе, выставку художественной фотографии. Кроме того, Анжела предложила сделать публикацию на итальянском языке по материалам исследования: "Образ женщины эпохи Русского модерна", изданным в России к 100-летию Дягилевских сезонов. Галеристы также проявили интерес к выставке
А. Котельникова "Призма". В настоящее время его творчество размещено в художественном пространстве древнейшего термального комплекса, основанного семейством Медичи, в галерее Flori, в Salone Portoghesi.
В программу конференции входило посещение города-крепости Чертальдо. Корни древнего поселения уходят к этрускам. Специально для участников форума была организована экскурсия, за время которой приоткрылись тайны белых пятен исчезнувшей цивилизации. Перед нами предстали нерасшифрованные письмена этрусков, вкупе с другими фактами и сведениями страниц мировой истории, включая широкий спектр фресок, фрагментов архитектурных построек, ключей и замков, погребальных урн, различной бытовой утвари и древнейшей коллекции воинских доспехов. Здесь же, в музее этрусков, мы получили официальное приглашение - организовать музейную практику со студентами МаГУ, учащимися факультета изобразительного искусства и дизайна, закрепив таким образом договор о взаимном сотрудничестве.
На конференции присутствовали россияне, принимавшие лечение водами. Пришли они, чтобы почтить память двух замечательных соотечественников, ушедших из жизни в 2011 году - Вениамина Ивановича Захарова-Холмского и прекрасного педагога искусствоведа Екатерину Владимировну Павлову. И, конечно, порадоваться книгам, посвященным их памяти. Главный хранитель Магнитогорской картинной галереи, искусствовед М. Ф. Абрамова, в монографии, посвященной Захарову-Холмскому написала о том, как он, человек редкого дара, сумел объединить в своем искусстве динамику футуризма с античной пластикой. Даниэле Меникуччи также высоко оценил творчество художника, заметив, что "русское искусство в лице его лучших представителей всегда несет новый взгляд, впечатления, прочтение реальности".
По итогам научно-практической конференции готовится к печати фундаментальное издание коллективной монографии под редакцией кандидата наук М. Черновой, в котором участвуют несколько классических, гуманитарных и педагогических университетов - вузов России и стран-членов СНГ, включая докторский корпус преподавателей различных факультетов и научно-исследовательских лабораторий. Идея гуманистического подхода к образованию высшей школы единодушно свелась к вектору - образование через культуру и искусство. В этом видится один из путей обретения высокоорганизованного духовного пространства Родины, в нашем контексте - Италии и России.