Блажен, кто верует
Селигер в путеводителе называют страной, его просторы со множеством озер изумляют. Самые большие из них Ильмень и Селигер. Согласно легенде это были два брата, влюбленные в девушку Волгу. Обезумел Ильмень от зависти и проклял брата: "Пусть будут бока твои кривыми, а на спине вырастет 100 горбов". С тех пор на спине Селигера более 150 островов. Всего же площадь озера 260 квадратных километров. Отсюда берут начало три великие реки: Волга, Днепр и Западная Двина. Но не только этим славна страна Селигер. Здесь разводят балтийского угря. Мы оценили его вкусовые качества, полакомившись угрем горячего копчения.
Туристов больше всего привлекают Нилова пустынь и Оковецкий ключ. В древности леса Валдайской возвышенности называли Оковецкими. На полуострове, охваченном рекою, между березками стоит каменная часовня с Оковецкой иконою Богоматери и Животворящего креста. Возле часовни - глубокий водоем с ледяной водой, стекающей в бочку-купальню. Говорят, вода поднимается с глубины 900 метров, ее температура зимой и летом не выше четырех градусов. Старый и малый валит сюда с бутылями и канистрами. Кто-то обливается с ног до головы, предварительно перекрестившись три раза, кто-то пьет из горсти, наиболее смелые, раздевшись, направляются в примитивную купальню. Трижды погрузившись в холодные воды, как обожженные выскакивают из нее. Те, кто не осмелился на подобное действо, рассказывали об исцелениях, регулярно происходящих якобы после ледяных купаний.
Мне, как материалисту и атеисту, приходят мысли об эффектах психологического заражения, самовнушении и гипнозе, о терапевтических возможностях ключевой воды. "Блажен, кто верует, тепло тому на свете", - сказал поэт. Я вспоминаю Аркаим и то, как быстро там возник новый культ, обросший массой мифов о чудесах и исцелениях. К сожалению, человек слаб, а в кризисных условиях тем более. Вот и ждут люди чуда. Только от Аркаима местные православные церкви дохода не имеют, потому и критикуют за "язычество" сторонников нового культа. В Оковцах - ситуация прямо противоположная.
Нилова пустынь
Как исконно русская земля Валдай знаменит святынями православия. Озеро Селигер часто называют жемчужиной России. Но Селигер - раковина, жемчужина - монастырь Нилова пустынь. Связан он с именем одного из самых известных и почитаемых в русском православии святых - Нила Столобенского. Часто его называют просто Нил Столпник, так как 27 лет жил и умер на столбном острове посреди Селигера в пещере. Питался "дубовым вершием" и, чтобы окончательно победить свою плоть, дал обет столпничества: не садился ни днем, ни ночью и даже спал, "не ложась на ребра", а повиснув на деревянных крюках. Умер в 1555 году. В XVIII веке были обретены его мощи, которые в советское время находились в Осташковском краеведческом музее, а в 1995 году перенесены в Богоявленский собор Ниловой пустыни.
Не иссякает поток паломников к раке с останками Нила, как и не прекращается мифотворчество о его посмертной жизни - чудесах и исцелениях. И хотя рака закрыта, для жаждущих это не помеха. Мы были потрясены, наблюдая, как вокруг раки столпились поломники. Одна из них целует изголовье, другая легла на крышку раки, закрыв глаза, замерла в неподвижности. Иные ждут своей очереди и не торопят ее.
Монастырь, возникший сразу после смерти пустынника, из маленького и безвестного превратился в один из крупнейших в стране. К концу XIX века это был целый город, больше похожий на площадь Санкт-Петербурга, нежели на пустынную обитель среди озера.
До нашего времени сохранились четыре церкви и Богоявленский собор архитектуры. По всей южной стороне монастыря тянутся длинный внушительный корпус братских келий и казенная палата. С восточной стороны от святых ворот к воде и Архиерейской пристани спускаются каменные ступени церкви Нила - уникального памятника, сохранившего черты московского барокко. Тщетно пытаемся выяснить имена архитекторов. Наш гид инок Ваня на все расспросы эстетической направленности упорно возвращает нас к проблеме нравственности и церкви. Выпускник педфака Калининградского университета, поработав в школе, уже два года в монастыре. Готовится к следующему этапу посвящения, когда получит второе имя. Симпатичный и немного любующийся собой Ванечка - так любовно называл его наш гид из Торжка - манерой поведения так и выдает в себе молодого преподавателя, который любой тезис стремится свести к нравоучению и религиозному поучению. Увидев чуть сбившуюся косынку на голове Ларисы Максимовой, он тут же делает ей замечание. Ничего подобного не встречала в католических храмах.
Последний день Петрова поста отведали блюда в трапезной: гречневая каша, салат, суп и компот вполне съедобны. Деньги оставляем, кто сколько может. Монастырь в стадии реставрации, братьев около 20, и нужда в средствах большая, хотя его восстановление не остается без внимания губернатора Тверской области Зеленина.
А вокруг палаточные лагеря, голубое небо, шум ветра и еле слышный плеск волн. Бросаем прощальный взгляд на скульптуру Нила Столобенского и едем на Белое озеро.
Рукотворные святыни
Одной из самых известных святынь русской православной церкви является Иверский Богородицкий Святозерский монастырь. Его история тесно связана с царем Алексеем Михайловичем и патриархом XVII века Никоном - основателем монастыря. Царь приказал переименовать свое дворцовое село Валдай в Богородцыно, Валдайское озеро - в Святое и подарил озеро и село с деревнями, полями и лесами монастырю.
Наслышанный о строгом подвижничестве иноков Святой горы Афонской в Греции и о чудесах иконы Божьей матери Одигитрии-путеводительницы, Никон построил новую обитель на Валдае по плану Иверского монастыря на Афоне. Что касается иконы, то история ее появления на Афоне обросла мифами и сказаниями. По заказу архимандрита Пахомия был сделан список с этой иконы лучшим иконописцем Иамвлих. Считается, что все "списки" иконы Иверской богоматери чудотворные. Монастырю же суждено было занять особое место в истории русского православия, отечественной культуры и истории как центра изразцового производства, резьбы по дереву и камню, книгопечатания.
Вместе с туристами бродим по дорожкам монастыря, останавливаемся возле дерева - современника А. Пушкина. На нем одна из икон из списка Иверской Богоматери. Экскурсовод подробно рассказывает о перипетиях иконы и монастыря. Возле самой главной святыни - иконы - первой копии Московской Иверской Одигитрии - гирлянды из золотых колец и других "золотых" пожертвований. Икона сильно пострадала во время пожара 1993 года, но лик остался цел. Реставрация идет полным ходом. Поэтому осматриваем только трапезный храм Успенского собора и надвратную церковь св. митрополита Московского Филиппа. Отрадно, что возрождается монастырская библиотека, которая уже насчитывает более 700 названий новых церковных изданий.
В Иверской обители около тридцати священнослужителей, монахов, послушников, трудников. Летом большую помощь монастырю оказывают паломники. Несмотря на окончание поста, пища в трапезной постная, но, заверю, вкусная: в салате кусочки колбасы, к закускам прибавилась копченая скумбрия.
Во всех экскурсиях от Селигера до Валдая, от Ниловой пустыни до Иверской обители мы постоянно слышали: "святыня", "святые", "святая Русь". Эти слова всегда связывали с православием, русской православной церковью. Традиционно религиозные ценности рассматриваются как надмирные, непреходящие, непревзойденные и истинные. А светские - земные, мирские, преходящие и потому - "профанные", ложные. Настойчиво, а чаще всего навязчиво нам стараются привить мысль: вне православия и православной церкви нет ценностей, достойных почитания и подражания.
В действительности ни один миф о чудесах не может сравниться с чудом возрождения многочисленных обителей и храмов, которое стало возможно благодаря усилиям и труду многочисленной армии архитекторов, строителей, художников-реставраторов, просто рабочих и, конечно, пожертвованиям спонсоров и благотворителей. Но нигде мы не обнаружили таблички с именами героев, воссоздавших подлинное, а не вымышленное чудо.
Дар Валдая
Особое место среди святынь Валдая занимают творения архитектора Николая Львова. Это по его проектам построены многочисленные храмы и часовни, ансамбли дворянских поместий и усадеб. Его излюбленной архитектурной формой была ротонда, каждая постройка этого мастера всегда отличается одна от другой. В одной из таких львовских ротонд - дворцовой церкви Екатерины II в городе Валдае - был открыт музей колоколов.
Каких только колоколов и колокольчиков тут нет! Экспозиция повествует об истории колоколов и колокольного звона на Руси. Колокольчики и бубенцы были известны в Древнем Китае, позднее в Вавилоне и Месопотамии. Везде и во все века они имели удивительное сходство в способе изготовления. Применялись они как магические предметы, способные отгонять зло и привлекать добро. Звон всегда воспринимался как очищающая сила. До XVI века Россия покупала готовые колокола на Западе или приглашала иностранных мастеров для отливки.
Нам демонстрируют один из первых колоколов, отлитых в Пскове в XVI веке мастерами Тимофеем Андреевым и Прокофием Григорьевым. Он весит 12 пудов. А вот известные нам по песням и стихам колокольчики ямщиков - "дар Валдая". Согласно легенде, родились они в конце XV века из тела Вечного новгородского колокола в момент покорения Великого Новгорода Москвою. И суждено было им вечно странствовать по холодным и неустроенным русским дорогам, тревожить душу мыслью о воле.
В колокольном мире "Валдай" - значит первый, эталонный, качественный, колокол, защищающий от невзгод. На колокольчиках так и писали: "Нет барыша, зато слава хороша".
Покидая единственный в стране уникальный музей, мы увозили разновеликие колокольчики для близких и родных. Их чистый звон - символ всего лучшего в нашем прошлом и маленький оберег в сложной современной жизни.