Нет, подобные зимы стояли и в прошлые годы, однако раньше именно в ту неделю, когда приезжали мы, температура воздуха падала до нуля, небо хмурилось и изливалось на нас противным холодным дождём, да ещё на пару с промозглым ветром. В итоге ходишь в пуховике, в котором приехал из Магнитки, только под зонтом – чтобы не испортить вещь. В этот раз нам повезло.
Позволили себе три недели отдыха: закрыв глаза на учёбу сына, увезли его на неделю раньше окончания третьей четверти, а привезли через неделю после начала четвёртой, плюс новогодние каникулы. Сначала решили ехать на машине: во-первых, аэропорт Краснодара с начала СВО закрыт, во-вторых, иметь при себе машину в городе, где ещё не изучен общественный транспорт, очень удобно. Но цены билетов на самолёт Магнитогорск–Сочи планы резко поменяли: три часа в пути туда и столько же обратно обходились дешевле, чем стоимость бензина и ночёвок в гостиницах по дороге – 26 тысяч на троих, включая багаж. Решили: уж коли прилетаем в Сочи, нужно побыть пару дней там и уж потом, ближе к Новому году, на «Ласточке» ехать в Краснодар к родным – там живут мои мама, сестра и племянник. Перед отъездом домой снова пожить несколько ночей в Сочи – и, наконец, улететь в Магнитогорск.
Оформлять билеты пришлось на старый паспорт, действующий до 45 лет. Можно было, конечно, дождаться нового документа, но билеты на сайте разлетались как горячие пирожки: всего за пару часов, пока дозванивалась для консультации до авиакомпании, их стоимость выросла на полторы тысячи рублей. Решается же проблема просто: покупаете билет на старый документ, а когда получаете новый, на сайте авиаперевозчика вносите изменённые данные. Если покупали билет на странице авиакомпании, исправления бесплатны. Если на стороннем агрегаторе – за небольшую плату.
Быстро решили и вопрос с жильём, который после санкционного закрытия букинга поначалу был больной темой: российские агрегаторы аренды работали из рук вон плохо, даже по официальной статистике почти каждое десятое предложение было мошенническим, цены куда выше привычного букинга, а функцинал сайтов совсем не удобен. Летом, поехав отдыхать, прочувствовали это во всей красе. Тот же «Суточно.ру»: ожидать ответа можно было несколько дней – пока агрегатор свяжется с владельцем жилья, пока тот подтвердит… Сайт даже советовал заказывать сразу несколько вариантов – мол, хоть один да выстрелит. По сути, тот же «Авито», но безопасный: владелец квартиры получит деньги только в день заезда гостя, так что не обманет. Потому и необходимость частичной оплаты бронирования – чего никогда не было на букинге! – немного раздражала, но совсем не пугала.
Однако за прошедшие полгода то ли агрегаторы жилья привели в порядок, то ли мы привыкли к их интерфейсу и набору опций, в том числе, очень приятных. На «Суточно.ру», к примеру, это щедрый кэшбек, возвращающийся тебе на счёт баллами. Ими можно частично оплатить следующее бронирование. Так, вторая квартира в Сочи вместо десяти тысяч за четыре ночи обошлась в девять: как новые пользователи сайта, мы удостоены пока только десяти процентов возврата. Да, зимой аренда квартиры в центре Сочи на берегу Чёрного моря дешевле, чем в самый разгар лета, лишь в полтора раза, и дело вовсе не в горнолыжных курортах, ведь для их посещения обычно снимают жильё поблизости от них. Одни называют причиной дорогой аренды стремление россиян зимой приехать хоть в какое-то тепло, коим в период удорожания цен на заграничные туры стал Сочи. Другие – раскрученность столицы Олимпиады-2014, давшую Сочи и несезонную популярность, а третьи – слишком высокий спрос на съёмное жильё в главном городе российского Черноморья, начавшийся в пандемию, когда именно сюда потянулась львиная доля самоизолированных, многие из которых так и остались здесь. Удалёнка ведь всем понравилась: штаны в офисе протирать не надо, сделал быстро все дела – и море к твоим услугам. Да и работодатели, отвыкнув от затрат на аренду помещений, с лёгкостью соглашались и дальше сотрудничать с коллективом в дистанционном режиме. Как бы то ни было, съёмное жильё в Сочи сегодня по большей части стоит дороже, чем в Москве.
Самолёт Магнитогорск–Сочи ранний, в четыре часа утра. Ночи, считай, нет, и сидеть в аэропорту при задержке рейса было бы, согласитесь, весьма нервно. Спасибо авиакомпании: вечером на телефон пришло СМС, оповещающее, что полёт задерживается на полтора часа. Перезавожу будильник, сплю дольше и утром почти не чувствую нервозности. Братцы, а какой рассвет открылся в иллюминаторе! Яркие синий, бирюзовый и оранжевый цвета неба «приклеили» восторженных пассажиров к стеклу, вырвав их из сна и заставив делать и делать десятки фото на смартфоны. Никогда такой красоты не видела!
Три часа полёта – и из уральских резко континентальных степей мы переносимся в субтропики.
Правда, здесь пасмурно и хмуро, с неба срывается дождь. Таксист, что везёт нас до места, рассказывает, что целую неделю в городе стояло солнце и плюс 20, все ходили в футболках и радовались жизни. Но пришёл циклон, и всю неделю обещают дожди – вздыхаем: ну, кто бы сомневался, мы же приехали! Первой остановкой выбрали апартаменты «Светлана», что на Курортном проспекте. Таксист понимающе кивает головой: «А, санаторий бывший!» Да, сотни санаториев – ведомственных, или принадлежащих предприятиям со всей страны, или коммерческих – в советские годы занимали все лучшие районы Сочи и других черноморских городов, располагаясь максимально близко от пляжей. Однако, пока в 90-е шла настройка рыночной экономики, львиная доля здравниц обанкротились и были распроданы вместе с парковыми территориями, тут же застроенными «доходными домами». Здания распродавались как квартиры, в которых новые собственники тут же делали ремонт и монтировали кухни, чтобы как можно скорее начать сдавать туристам. Те, кто мог себе позволить, выкупали целые этажи и создавали весьма прибыльный бизнес, те, что поскромнее, отдавали последнее за одну квартирку, но и они не оставались летом в накладе. У владелицы нашей квартиры выкуплено пять номеров: очень скромных размеров, с тёмным освещением, с аккуратной, но «подуставшей» за годы эксплуатации мебелью, а впрочем, вполне себе приличных. Все неудобства с лихвой окупались близостью набережной: буквально минута вниз по дороге – и ты уже на ней.
Променад в вечер приезда – ознакомительный или, словами 12-летнего сына, «поздороваться с морем». Лёгкий шум накатывающих волн, вальяжная музыка из кафешек, нарядная одежда в магазинчиках – сочинцы любят белое, будь то спортивный костюм, сарафан или пуховик, в большинстве своём носят такую сами и продают туристам. Улыбаемся, глядя на невысокую ограду одного из кафе: она украшена кадками с цветущей красной геранью, и под растениями ласковая надпись гласит: «Цветы лучше не рвать», и отсутствие восклицательного знака лишь добавляет доброжелательности в возможное звучание фразы.
Немного распогодилось, и нам даже удалось проводить закат в кафе на набережной. С шашлыком, лагманом и хачапури по-аджарски публика охотно разбирает грузинские соленья – красную квашеную капусту, маринованный острый перец и прочие закуски. К сидящим за столиками вежливо подходят уличные псы, коих тут, стерилизованных и зачипированных, огромное множество. Они не нагличают и не выпрашивают еду, аромат которой стелется далеко вокруг: молча садятся и смотрят в глаза, потом, не дождавшись угощения, смиренно вздыхают и ложатся здесь же, у ног. Впрочем, вскоре шустро убегают, ведь к каждой псинке тут же тянут руки дети, будь то колясочные карапузы или мой 12-летний сын, позиционирующий себя как «…я уже взрослый, мам!». Хорошо и спокойно так, что даже планов на завтра составлять не хочется: чуть ли не впервые в жизни просто лениво гулять, никуда не торопясь, кажется гораздо более приятным времяпрепровождением, чем носиться в желании увидеть достопримечательности – все и сразу.
Продолжение следует.