Еще в середине лета на сплаве неугомонные активистки из общественного движения "Я - женщина", прежде всего его ядра - клуба "Жемчужина", договорились "брать" Казань.
Вышло по пословице: долго запрягали, но поехали быстро. Несколько раз откладывали: собрать целый отряд - дело непростое. Поехали уже по снегу. Народу набралось полный автобус: прихватили еще и производственниц ММК. Выехали на ночь глядя, и это был главный фактор риска - риска не набрать команду путешественников: не потому что темно, а потому что по нынешним "изнеженным" временам не всякий решится провести две ночи в автобусе. Но только не женщины, исколесившие и исплававшие весь регион и замахнувшиеся на соседние.
Путешествие начинается с ночевки. Немного беспокоит: то и дело на лесистых участках дороги в темноте навстречу и по пути идут лесовозы: похоже, браконьерский извоз в темноте процветает, а с бревнами - что на скользкой дороге во тьме встречаться, что обгонять, одинаковый риск. Но все обходится - у нас опытный водитель из "Талисман-Тура", с которым "Я - женщина" сотрудничает не первый год. Опасения не отдохнуть за ночь на сиденье автобуса тоже напрасны. Засыпаешь под дорожную качку, как ребенок. Правда, просыпаешься часто, чтобы сменить позу - и мгновенно проваливаешься в новый сон. Но если не рафинировать в себе изнеженность - за ночь из таких маленьких снов между секундными пробуждениями складывается полноценный ночной отдых. Наутро просыпаешься с зарядом бодрости. Оглядываешься - и узнаешь знакомые лица, с которыми с вечера не успел поздороваться. Все равно как в гости сходить - на то оно и утро.
Рядом с Галиной Никитиной еще одна Галя, только лет на двадцать пять помоложе - младшенькая Ира. "А это кто лицо прячет?" - интересуюсь у Ольги Швед, в плечо которой уткнулась мамина копия. "Лицо хочет спать", - не открывая глаз, признается копия. Это Даша, второкурсница МаГУ, моя будущая коллега. Когда еще женщине перепадет радость целые сутки провести со взрослой дочерью, как не в поездке?
Утренние омовения и кофе для тонуса - в придорожных кемпингах. Женщины, что видят на перекуре на подъездных путях к Казани - грузовые фуры - о том и толкуют: о дальнобойщиках. Надя Соболева рассказывает: знакомый семьи, дальнобойщик, живет в Агаповке, заказы находит по Интернету - еще и выбирает, какие повыгоднее. Мы-то думали, Интернет - наша вотчина: белых и серых воротничков, а тут сельский житель, неоседлая профессия - и такие передовые методы. Право слово, надо хоть иногда отрываться от родного города, чтобы отказываться от собственных стереотипов. Заодно узнаешь дорожную истину: если ищешь надежную кафешку на трассе - ориентируйся на те, где много дальнобойных фур. Между дальнобойщиками быстро разлетается информация о плохой кухне и сервисе. И наоборот, присутствие на кемпинге мужчин этой брутальной профессии - знак качества точки питания.
Едва вырвавшись из родного города, окунаемся в незнакомый. Проезжаем по промышленным окраинам и спальным районам Казани - нас такими кварталами не удивишь. Ждем старую часть города. Едва выходим из кафе после завтрака - у Гали уже команда подопечных: ее обступают уличные животные и птицы. У нее в поездках всегда при себе запасец еды для бродячей кошки, собачонки, голубей. Да и дома с последней нашей летней встречи приросло питомцев: нашла и выходила кота на трех лапах, спасла ему четвертую. К автобусу от кафе идем в сопровождении прикормленного Галей пса.
Первый адрес казанского тура - Раифский Богородицкий монастырь. На подступах к монастырю у берега реки встречаем вполне мирской образ: каменную скульптуру кота. Это первый из увиденных в тот день брендов Казани: казанский кот - защитник Эрмитажа от крыс во времена Екатерины и излюбленный образ русского лубка. Мы их в этот день увидим еще немало - живых и сувенирных. Но этот, первый, поразил выражением покоя на "лице" и - раскосыми татарскими глазами.
Монастырский кремль пережил славные времена и безвременье, в последние годы обустраивается, здесь открыт первый в Поволжье сиротский приют. Монастырь невелик по площади и оттого уютный. Наша группа посетила его храмы - в том числе собор Грузинской Божией Матери. Монастырь соседствует с заповедным лесом и тихим озером, где, говорят, даже летом лягушки не квакают - по легенде, чтобы не заглушать пение монахов. А его нам удалось послушать: вошли в церковь - и оказались на выступлении монастырского вокального квартета "Притча". Молитвенная песнь в храмовой тишине звучит проникновенно и возвышенно. Расходиться не спешим. Побродили по территории: зимний палисадник, где прослеживается рельеф ухоженного участка земли с уцелевшим от разграбления в советские времена памятником, надвратная колокольня, солнечные часы, родниковая вода из святого источника… В Крещенье на льду озера выстраивают удивительно красивый резной ледяной городок с христианской символикой, посмотреть на который стекаются верующие со всей страны. Выстроили такой и в новом 2011-м, но мы посетили монастырь еще до Нового года - не застали.
На обратном пути заглядываем в сувенирные лавки при монастыре. Из разговора продавщицы с семьей покупателей: "Мужчины выберут что-то одно - и уходят, разве что постоят подольше, пока жены выбирают. А женщина, хоть сто раз зайдет - и каждый раз найдет, что купить". Точное наблюдение.
Возвращаемся в Казань. На этот раз, проезжая по центру и старым районам, видим то, что хотели: город на стыке восточной и западной культур. Проезжаем мимо Черного озера, бродим по площадке перед театром Камала, по Дворцовой набережной. Повсюду ак барсы - "белые барсы": эмблемы на зданиях, подстриженные кустарниковые композиции, ледяные фигуры. На улице Кремлевской - бывшей Спасской, сохранилась старинная планировка и частично архитектура. Однако многие исторические объекты, просуществовавшие столетия, исчезли в девяностые с лица города. Нет домика, где родился Шаляпин, дома-музея Толстого.
Но Казанский кремль, включенный в свод объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, порадовал: бережно сохранен и реставрирован. Многоминаретная мечеть Кул Шариф возведена турецкими строителями, люстры привезены из Чехии, персидские ковры подарены Ираном, а мрамор и гранит - наши, уральские. Поднимаемся по винтовой лестнице к самому куполу мечети, следом навещаем Благовещенский собор - первый православный храм в Среднем Поволжье, выстроенный сразу после взятия Казани Иваном Грозным в XVI веке. Напоследок осматриваем падающую башню Сююмбике. По поверью, если ее коснуться и загадать желание - оно исполнится. Бросаемся обнимать башню со всех рук - у нас желаний много.
Незаметно темнеет. Можно бы отправляться обратно, но разве устоишь перед соблазном осмотреть вечерний миллионник? "Бросаем якорь" на улице Баумана - пешеходной зоне, историческом центре с современной атмосферой. Музыка, свет, примодненная молодежь, манящие витрины, скульптура малых форм, милиционеры для порядка прогуливаются - этот Париж стоит мессы. В сувенирных лавках - уже знакомые казанские коты всех мастей и куклы в национальных нарядах: татарских, русских, украинских. Дороговато, но красиво. С советских времен такого не видела: пока республики жили вместе - демонстрировали многонациональность, а как разбежались - забыли даже, как выглядит национальный костюм. А тут - такой подарок. Фланируя между нулевым меридианом, металлической копией кареты Екатерины, гостившей в Казани, фонтанами с фигурами животных, часами в арабском стиле - местом встреч местных влюбленных, толкуем о своем, о женском:
- … Я курить бросила без подготовки. Решила - и бросила. Уже бабушкой была…
- … Стан строили - натерпелись от иностранцев. Как все хорошо - они по-русски понимают, а как накосячат - русский забыли. Я им говорю: "Нет, вы мне все будете делать, как в проекте, а не как вы "по-русски не понимаете". Сразу язык вспомнили…
- …Так намучились с первым зубом, а теперь зубов полон рот…
Вдоволь набродившись по Казани, укладываемся в креслах на ночь. Но автобус с отправкой не спешит: сломался. Недолгие переговоры с Магниткой разрешили все вопросы: наша турфирма по телефону договаривается с казанскими коллегами - и уже через пару часов сна мы пересаживаемся на другой автобус досыпать. График возвращения сбился на несколько часов, но мы уже закалены дорогой, разговорились, и чем ближе к Белорецку, тем насыщеннее рассказы о том, как были в походе "вон за той горой" или сплавлялись "в этих местах". У Анны Германовой родители - казанские, в Магнитке оказались как раскулаченные. Получается, побывала на исторической родине. Ирина Хорошильцева рассказывает о питерских знакомых, восторгающихся уральскими каменными запасами. Последний перекур - за Белорецком. Еще пара часов - и мы в Магнитке.
Охотку на дальние путешествия сбили. До следующего раза.