Официально оно было оформлено по инициативе с мест.
Общества инвалидов были и раньше: ведь особенно много увечных стало после всевозможных военных конфликтов и Великой Отечественной войны. Тогда-то и возникли многочисленные артели и фабрички, кустовые объединения, благодаря которым в трудное послевоенное время инвалидам и их семьям можно было выживать. Но под руководством Хрущева страна строила коммунизм, а наличие инвалидов в нем не предполагалось. Поэтому большая всесоюзная организация была прикрыта, хотя, как ни странно, были сохранены общества слепых и глухих, которые скоро встретят свое восьмидесятилетие. Но мы-то знаем, что инвалиды всегда были, есть и будут. Их в России сегодня 16 миллионов, и как бы ни старался в свое время Зурабов уменьшить статистику казуистическим путем снятия со многих инвалидности, ежегодно их прибывает по миллиону.
Председатель общества инвалидов Правобережного района Алексей Рогалин считает, что за прошедшие двадцать лет образ мыслей народа и власти приблизился к реалиям жизни: стало ясно, что инвалиды есть, их много. В Магнитогорске в 1988 году прошла учредительная конференция, состоялось много собраний, на которых создавалась структура нынешней организации. Как вспоминает Рогалин, во времена СССР все-таки было легче работать с предприятиями и учреждениями, которые практически всегда шли навстречу инвалидам. Затем настали "лихие девяностые", когда было нелегко всем, а инвалидам особенно. Теперь набирает силу частный сектор, не без лихорадки, конечно. Здесь знают цену деньгам, что, пожалуй, очень правильно: научились считать каждую копейку. Однако бал правит прагматизм, поэтому из десяти обращений инвалидов в те или иные организации - хорошо, если принимают хотя бы одно положительное решение.
Если раньше, при пустых магазинных полках, заботы общества сводились, в основном, к добыванию элементарного пропитания, то сегодня обеспокоены тем, чтобы обучить молодых, найти работу, помочь реализовать себя в обществе. Если Хрущев в свое время "закрыл" инвалидов, то сегодня возникла задача их интеграции в обществе. Многочисленные конкурсы показывают, что среди людей с ограниченными возможностями немало талантливых и одаренных, которые могли бы приносить реальную пользу. Это важно нравственно и психологически: одно дело сидеть изолированно в четырех стенах, и совсем другое - быть полноправным членом коллектива. Инвалиды не хотят быть попрошайками…
Работа на дому сегодня бесперспективна. Инфраструктура во многом такова, что налажены пандусы для колясочников, есть специальный автобус с подъемником. То есть, у многих инвалидов появилась возможность работать в коллективе. Конечно, не у всех. Многие предпочитают сидеть дома, стесняются быть на улице, а вот молодые бывают на разных мероприятиях и хотят принимать в них участие. В Правобережном обществе есть даже своя команда КВН. В этом году она ездила в Москву на Всероссийский интегрированный фестиваль КВН, где при Маслякове создана лига интегрированного КВН: половина команды - люди здоровые, а половина - инвалиды. Идея одна: не отторгать инвалидов, а сделать полноправными членами общества. Из Москвы наши привезли кубок за находчивость…
Совместно с редакцией газеты "Магнитогорский металл" и телекомпанией "ТВ-ИН" проводится акция "Предприниматели - инвалидам". Последние берутся не только разрабатывать сценарии различных мероприятий, но и проводить конкурсы с вручением призов и дипломов. Многие инвалиды занимаются литературным творчеством, и возникла мысль издать книгу их произведений. На это тоже понадобятся спонсорские средства. Есть в обществе "ГАЗель", которая большей частью простаивает. Нужны средства на ее обслуживание, ремонт, горючее. Тем более что инвалиды организовали участок по производству и упаковке гвоздей. Наиболее мобильная часть занята в самом цехе, остальные - на дому. Совсем недавно приняли участие в областной выставке под патронажем губернатора "Равные возможности", которая проводится уже второй год.
Инвалидам, как и прежде, приходится выживать. Их инициатива и разработки не всегда реализуются, за исключением типографского комплекса, в котором шесть рабочих мест. Нужны крупные заказы, но кроме фонда социальной защиты никто не обеспечивает типографию работой. И приходится жить, осторожно ступая по хрупкой кромке милосердия.