Анатолий Изместьев на комбинате работает уже шестнадцать лет: двенадцать – помощником машиниста и вот уже четвёртый год является дежурным машинистом по депо локомотивного цеха управления логистики – бывшего управления ЖДТ ПАО «ММК». И все годы перед каждой сменой – если работает с утра – то рано утром, если в ночь – то ближе к вечеру – проходит предсменный медицинский осмотр. Как и более шести тысяч его коллег – водителей, машинистов, помощников машинистов и так далее.
До недавнего времени, говорит Анатолий Владимирович, это было, мягко говоря, неудобно. Только на здравпункт его подразделения приходится от 300 до 350 человек, ежедневно проходящих предсменный и предрейсовый медосмотр. Причём на утренние часы приходится около двух третей проверяемых, поскольку кроме тех, кто работает по железнодорожному графику с ночными сменами, медосмотры проходят и водители, работающие по обычной пятидневке. За два часа, пока длится медосмотр, в коридорах здравпункта выстраиваются очереди. Пока фельдшер вручную измерит сначала давление и пульс, потом температуру, алкогольные пары в дыхании, потом внесёт показания к себе, времени тратилось много. Теперь всё куда проще, а главное, в разы быстрее.
Аппарат – в народе его уже прозвали телемедиком – похож на монитор компьютера. Только с встроенной цифровой камерой, анализатором концентрации паров этанола, измерителем артериального давления и частоты пульса, а также инфракрасным бесконтактным термометром и вычислительным блоком с сенсорным экраном. Первая стадия медосмотра – авторизация: работник прикладывает комбинатский пропуск, система автоматически «находит» его в базе и авторизирует. Следующий этап – ответы на вопросы аппарата о самочувствии, далее – просьба надеть тонометр, поднести часть тела к термометру, выдохнуть в одноразовую трубочку – всё по стандарту. В режиме онлайн данные поступают на компьютер фельдшера здравпункта, который, основываясь на них, принимает решение о состоянии работника и выдаёт допуск к работе. Тут же данные автоматически стекаются в корпоративную информационную систему Группы ПАО «ММК», и каждый работодатель видит, кто из его коллектива может приступить к работе. На всё про всё – не более трёх минут.
– Первая партия комплексов автоматизированного дистанционного осмотра руководство ПАО «ММК» решило приобрести ещё в апреле 2020 года: тогда 65 комплектов были установлены в 19 здравпунктах промплощадки, – говорит ведущий инженер управления охраны труда и промышленной безопасности Татьяна Рашкина. – Комплексы показали свою высокую эффективность, оперативность скрининга, а главное, многократно облегчили труд медицинского работника, которому теперь не нужно тратить время на ручные измерения параметров. Теперь ПАО «ММК» закупил ещё 48 комплексов, в настоящее время ими оснащаются оставшиеся здравпункты – по несколько в каждом, в зависимости от проходимости в том или ином цехе. Например, в здравпункте при управлении логистики их девять, а значит, одновременно производить замеры могут девять человек.
– Человеческий фактор при измерениях исключён полностью, и это замечательно, поскольку увеличивается точность измерений параметров, которые раньше в силу загруженности фельдшер могла пропустить, недоглядеть или неправильно записать, сейчас же всё делает автоматика, – говорит заместитель главного врача АНО «Центральная клиническая медико-санитарная часть» по работе с персоналом здравпунктов Елена Кострюкова. – Однако надо понимать, что объективным звеном по-прежнему остаётся фельдшер: прибор не ставит диагноз и не выдаёт разрешений или запретов – он просто производит замеры показателей, которые потом предстоит оценивать медицинскому работнику. И если комплекс, к примеру, «выдал» артериальное давление 200 на 100, то фельдшер работает с пациентом в индивидуальном порядке.
Фельдшер Елена Васильевна Тумарева отдала медицине на промплощадке, откуда пришла из скорой помощи, больше 40 лет – смеётся:
– Мы за эти годы каждого выучили, всё видим с первого взгляда: кто помятый «после вчерашнего» пришёл, сразу домой отправляем, а у кого самочувствие плохое – скачок давления, с сердцем проблемы или ОРВИ «подхватил», – оказываем медицинскую помощь. Если после приёма, например, лекарства давление стабилизировалось и жалобы прошли, даём допуск к работе. Нет – отправляем в поликлинику. Новая система, по большому счёту, принципов медосмотра не изменила. И сказать, что с введением автоматизации показатели по числу выданных допусков резко изменились, не могу – статистика примерно на том же уровне. Но теперь мне не приходится делать замеры вручную, и это, конечно, в разы облегчило мне нагрузку и, что важнее, ускорило процесс предсменных и предрейсовых медосмотров самим работникам.
Елена Кострюкова признаётся: для фельдшеров введение автоматизированной системы сразу было только в радость – смеётся: сокращений точно не боялись – и сегодня в здравпунктах 22 медицинских вакансий. А вот среди рабочих автоматизация поначалу была встречена с неким недоверием: разве сможет бездушная машина «войти в положение», когда давление выше всего на «пару делений» – совсем мелочь, а надо кормить семью? Но, во-первых, быстро освоились, а, поняв, что времени на медосмотр теперь тратится куда меньше, даже обрадовались. А главное, уяснив, что никаких поблажек «бездушная машина» не делает, стали бережнее относиться к своему здоровью.
– И это очень очевидно: сами работники рассказывают, что, чтобы не потерять рабочие дни и возможность заработать, практически все стали соблюдать режим сна, пытаются правильно питаться, а главное, те, кто стоит на учёте с гипертонией, тахикардией и другими сердечно-сосудистыми недугами, послушались совета врачей и начали регулярно принимать лекарственные препараты, – рассказывает Елена Кострюкова. – Появился и ещё один фактор быть довольным комплексами: теперь фельдшеры, освобождённые от ручных замеров, получили больше времени для анализа и спокойной работы с теми пациентами, кому по результатам замеров необходимы дополнительные исследования и медицинская помощь.
– Хорошее новшество, – подытоживаем разговор с Анатолием Изместьевым. – Удобно, быстро, а главное – сразу видишь показания и можешь честно ответить себе на вопрос, почему сегодня хуже, чем вчера: недоспал, перенервничал, переел… Довести себя до таблеток не хочется, потерять работу – тем более. Берёшь себя в руки и поддерживаешь здоровье – самый оптимальный выход.