Продолжение. Начало: часть 1, часть 2.
«Магнитогорский металл» продолжает специальный проект, главные герои которого – люди, подарившие нашей стране Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
В новом проекте мы рассказываем о тех, кого заслуженно причисляют к поколению победителей. Ветеранов Великой Отечественной войны, к сожалению, становится меньше с каждым годом, каждым месяцем, каждым днём. И тем ценнее живые воспоминания каждого участника тех далёких и одновременно таких близких событий. Это реальная, не киношная и не книжная история нашей страны, из уст тех, кто преодолел себя и выиграл священную войну за свободу и мирную жизнь своих детей, внуков, правнуков.
Военное дело жизни
Ветеран говорит, никогда и не думал, не мечтал, что столько проживёт. Но при этом лукаво прищуривается, будто знает секрет долголетия: в жизни не курил и не пил! Конечно, как все – пробовал и то, и другое, но не понравилось. Впрочем, рюмашку какое-то время себе позволял пригубить, но вот уже лет пятьдесят (а звучит-то как!) – ни-ни. Уверен, главное – вовремя тормознуть. К тому же общественные нагрузки, которые возлагали на ответственного, серьёзного парня всю его жизнь, не давали права на подобные слабости.
Родился Николай Стаценко на хуторе Южном Переволоцкого района Оренбургской области, в пятистах километрах от Магнитогорска. Впрочем, о чём это я: в год рождения нашего героя только было принято решение о строительстве нового металлургического завода на Урале у горы Магнитной и началось его проектирование. Семья Стаценко была большая – четверо детей, Николай – третий. Рос, учился. Война застала Колю 15-летним парнишкой.
– Отца в сентябре забрали на фронт, сестра тоже служила – в вой-сках МВД в Москве, – вспоминает Николай Александрович. – До того, как уйти воевать, отец работал учётчиком тракторного отряда. Пришла повестка, и свои полномочия он, по поручению бригадира, передал мне. Зимой 1942 года меня послали на курсы трактористов, повышать квалификацию. Сезон отработал на тракторе. Сентябрь пришёл, и я, как дисциплинированный, – в школу (надо же образование-то завершать). А за мной следом бригадир, мол, какая школа – марш на работу, доучишься после войны!
В 1943 году призвали – к тому времени на хуторе ребят 1925 года осталось трое. Под Самарой в гарнизоне была организована школа подготовки новобранцев. Николая достаточно быстро заметило командование и решило применить его таланты не на фронте, а в тылу. Так вместо передовой молодой человек остался в полку обучать военному делу ребят перед отправкой на фронт.
К осени 1945 года школу закрыли. Николая Стаценко и других младших командиров пока оставили в резерве. Ярким воспоминанием у Николая Александровича осталась встреча с известным военачальником, генералом армии Георгием Захаровым, который в то время был назначен генерал-инспектором стрелковых войск главной инспекции сухопутных войск. Георгий Захаров лично поблагодарил младшего сержанта за хорошую подготовку солдат и огласил решение отправить молодого человека для дальнейшего обучения в Оренбургское артиллерийское училище. Но через год половину обучающихся сократили, потому что стали набирать фронтовиков. И судьба Стаценко делает новый крутой вираж – из стрелков в авиацию. Закончил годичную школу, получил специальность «стрелок-радист» и был направлен в Вильнюс. Поскольку срок службы у Николая не вышел, ему предложили поступить ещё и в Тамбовское авиационное училище связи. Но вместо трёх лет Стаценко проучился там… три дня. Во время госзачётов показал такой уровень знаний, который требовался по завершении курса училища. Отправился обратно в часть в Вильнюсе, где ему присвоили звание младшего лейтенанта.
К слову, варианта попасть на гражданку у молодых людей того времени практически не было. Далеко не сразу после войны фронтовиков отпускали домой. В первую очередь, до осени 1945 года, увольнялись те, кто родился с 1883 по 1905 годы. Следом, до нового года, демобилизованы рождённые в 1906–1915 годах, а также воевавшие в Японии. С весны 1946 года повезло вернуться к родным рождённым в 1916–1921 годах. Осенью 46-го пришла пора тех, кто родился в 1922 году. Пятая очередь демобилизации проводилась с марта по июль 1947 для уроженцев 1923–1925 годов, а потом уже и для всех остальных, кого по каким-то причинам задержали в армии. Таким образом, к апрелю 1948 года в Вооружённых Силах из числа призванных в период войны остались служить только те, кто родился в 1926 и 1927 годах. Получается, почти все младшие призывы вернулись не раньше 50-x годов и служили не менее семи-восьми лет.
Военная работа для начальника связи Николая Стаценко стала делом жизни: около тысячи лётных часов, освоение реактивных самолётов...
Где только не пришлось побывать: Германия, Болгария, Египет, Одесса. Шестнадцать лет в авиации – военной. Уволился в запас в должности капитана. А потом ушёл в гражданскую авиацию, практически всё сначала: работал радиотехником, получил высшее образование по специальности «авиадиспетчер», был начальником службы рейсов местных воздушных линий, инженером-диспетчером, начальником связи.
Ещё в Вильнюсе Николай женился, родился сын Виктор. Но случилась беда: мальчику не было и года, когда жена умерла. Во втором браке родился второй сын. Два года назад он трагически погиб в Одессе при невыясненных обстоятельствах. Из всей семьи он один остался на Украине, когда семья перебиралась в Россию. У Николая Александровича Стаценко двое внуков, шестеро правнуков.
До недавнего времени ветеран много читал, смотрел телевизор, но сейчас свёл это всё к минимуму – бережёт глаза. Он пользуется телефоном, память у него, в том числе на даты, – дай бог каждому. Набросил на плечи парадный пиджак, а от него таким дорогим, хорошим парфюмом повеяло… Ну кавалер: статный, подтянутый. Живёт Николай Александрович один, хотя это условно – в соседней квартире сноха Нина Степановна: после смерти мужа, старшего сына Николая Александровича, она ему и дочь, и друг, и помощница. Не оставляют ветерана и социальные работники комплексного центра социального обслуживания. Недавно мужчина увлёкся народными средствами поддержки здоровья – говорит, стал гораздо лучше себя чувствовать. А то врачи, стоит пожаловаться, напоминают про возраст… Делает зарядку. Летом выходит гулять – в сопровождении Нины. И даже думать не хочет, что когда-то придётся уйти. На кладбище, куда уже переместилась большая часть семьи, не любит ездить.
В прошлом году, на День Победы, в гости к Николаю Александровичу Стаценко приезжал глава Челябинской области Алексей Текслер. Поздравил с праздником и пожелал, а вернее – велел, жить-поживать ещё лет двадцать.
– Ну не могу же я ослушаться губернатора, – смеётся ветеран. – Приказы старших по званию и должности надо выполнять. Буду стараться.