В одном из районов Башкирии проживает 43-летний мужчина, которого сотрудники ГИБДД ловили пьяным 35 раз: "Этому гражданину суд автоматически назначал 15 суток ареста. Водительских прав он лишён давно, но это его не останавливало. По всем этим нарушениям ему, наверно, до конца жизни не вернуть права", - отметил главный госавтоинспектор республики Динар Гильмутдинов.
Таким образом, если предположить, что рекордсмен-нарушитель получил водительское удостоверение в 18 лет, то получается, что его ловят пьяным чаще одного раза в год! На втором месте по количеству нарушений водитель с 28 протоколами. При этом, как сообщает "Российская газета", аж 462 жителя Башкирии более десяти раз (!) попадались пьяными за рулём.
Впрочем, если все эти автомобилисты вновь захотят покататься нетрезвыми, им будет грозить уголовное наказание и, скорее всего, лишение свободы, Напомним, что соответствующие нормы законодательства начали действовать 1 июля этого года.
Важные изменения в ПДД вступили в силу
C 1 июля 2015 года в ПДД и Уголовный кодекс (да-да, и туда тоже) вносится ряд важных изменений, которые касаются всех водителей.
Именно с 1 июля вводится уголовная ответственность за вождение автомобиля в состоянии опьянения (статья 264.1 "Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию"). Надо отметить, что подобная мера не является российским эксклюзивом - "за пьянку" в тюрьму могут посадить во многих странах мира. При этом нужно иметь в виду, что пьянка пьянке рознь.
У нас за решётку можно будет попасть, только если водитель ранее уже ездил за рулём в состоянии опьянения (либо отказывался пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения). И если во время лишения или спустя год после окончания срока водитель снова попадётся на "пьянке", то он может оказаться за решёткой. Кроме того, в тюрьму могут попасть водители, которые были ранее судимы за нарушение ПДД или эксплуатацию транспортных средств, совершённые в состоянии опьянения и повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть одного или более лиц.
Наказание будет следующее: лишение свободы на срок до двух лет, штраф в размере от двухсот до трёхсот тысяч рублей, обязательные работы на срок до 480 часов и принудительные работы на срок до двух лет.
Кроме того, ужесточены наказания за смертельные ДТП, виновником которых стал пьяный водитель. Если до сих пор статья 264, часть 4 УК РФ предусматривала в случае аварии с одним погибшим лишение свободы до семи лет, то с 1 июля будет уже от двух до семи. То есть вводится нижний предел наказания. Если же погибших два и более, то наказание составит от четырёх до девяти лет (раньше нижнего предела также не было).
Без ГИБДД
С 1 июля водители могут практически все мелкие аварии оформлять без вызова на место инспекторов ГИБДД. Согласно новым правилам в случае аварии без пострадавших, если движению других транспортных средств создаётся препятствие, водители обязаны освободить проезжую часть. Именно обязаны.
Нужно помнить - упрощённый порядок оформления ДТП разрешён только в том случае, если нет пострадавших. Если они присутствуют, то необходимо вызвать полицию и скорую помощь.
Помяли лишь "железо"? Если в аварии пострадало два автомобиля, ни у кого нет проблем с полисами ОСАГО, водители согласны со всеми обстоятельствами аварии, а повреждения "невиновного" автомобиля меньше 50000 рублей (а в Москве и области, а также Санкт-Петербурге и Ленинградской области при наличии видеорегистратора, который может фиксировать время и координаты автомобиля, - до 400000 рублей), то можно заполнить только бланк извещения о ДТП. Собственно говоря, это правило действовало и раньше и называлось Европротоколом.
Новинка в другом - если повреждения больше, чем на 50 тысяч (или у одного из водителей полис КАСКО, а страховая требует справки из ГИБДД), то и в этом случае инспекторов вызывать не обязательно. Достаточно будет после аварии приехать на ближайший пост ДПС и там оформить все документы.
Новые ПДД предоставляют и ещё одну возможность - "договориться на месте". То есть не оформлять никаких документов при ДТП (ещё один вариант использования этого нововведения - это когда вы не справились с управлением и повредили свою машину).
Есть разногласия кто прав, кто виноват? В этом случае необходимо позвонить в ГИБДД и получить указание о месте оформления аварии - к вам могут либо вызвать патрульную машину, либо назвать адрес, куда необходимо прибыть. При этом помните - перед тем как убрать машины с дороги, нужно зафиксировать аварию при помощи фото- или видеосъёмки, а также записать фамилии и адреса очевидцев.
Если пострадало, скажем, три автомобиля (или в ДТП участвовал автомобиль с прицепом, который считается за два транспортных средства), то действовать надо по той же схеме - звонить в ГИБДД, получать от них указание о месте оформления аварии и делать фотографии.
Кстати, жители столицы должны знать - в Москве существует горячая линия департамента информационных технологий, где хранят видеозаписи с городских камер. Записи хранят только три дня, но, позвонив по телефону, можно "забронировать" необходимое видео на 50 суток. Оператор при этом выдаст номер брони. Именно его и надо указать в заявлении о ДТП, которое вы предоставите в ГИБДД. Затем инспекторы смогут просмотреть эту запись. Номер горячей линии 8-495-587-00-02.
Фликеры
С 1 июля все без исключения пешеходы вне населённых пунктов в тёмное время суток обязаны иметь так называемые светоотражающие элементы на одежде. Мало того, за нарушение этого правила будет штраф - 500 рублей (ст. 12.29 КоАП). Еще раз - данное правило касается только загородных трасс.
К светоотражающим элементам или "фликерам" (от англ. flicker - "мигать") относятся специальные наклейки на одежду (они часто вшиты в куртки), браслеты, а также брелоки, цепляющиеся на сумки, рюкзаки, ремни и так далее. Стоят эти элементы сравнительно недорого - в среднем 50 рублей.
Добавим, что фликеры - элемент безопасности, который действительно может помочь сохранить жизнь пешим участникам движения. Не верите?
Как показывает опыт соседней Беларуси, в которой световозвращатели стали обязательными в 2006 году, смертность пешеходов в ДТП благодаря этим нехитрым мерам резко снизилась. Если в 2006 году в тёмное время суток на дорогах этой республики погиб 601 пешеход, то в 2007-м уже 486, а за 2012 - 314.
Новые автобусы
Ещё одно изменение касается перевозок детей на автобусах. С 1 июля 2015 года малышей можно будет перевозить только на автобусах, с года выпуска которых прошло не более десяти лет, которые соответствуют по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущены в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащены тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Кроме того, правила говорят о необходимости наличия в автобусе наборов пищевых продуктов в случае нахождения детей в пути более трёх часов, а также предусмотрен запрет на перевозку детей в возрасте до семи лет более четырёх часов. Правилами также установлено, что в ночное время - с 23 часов вечера до шести утра - организованная перевозка группы детей допускается только к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, а также допускается завершение организованной перевозки группы детей при задержке в пути. Помимо этого предусмотрено, что перевозки групп детей в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более трёх часов обязательно должны сопровождаться медицинским работником.
ОСАГО по Интернету
Не исключено, что именно с 1 июля 2015 года многие автовладельцы в России перестанут иметь проблемы с продлением полисов ОСАГО. Дело в том, что страховые компании с 1 июля начнут продавать полисы в электронном виде. "Общее количество подключившихся компаний превышает 20, в совокупности они контролируют более 90 процентов рынка ОСАГО", - отметил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Он напомнил при этом, что продажа полисов ОСАГО в электронном формате является правом компании, но не обязанностью. "В то же время мы убеждены, что в условиях конкурентного рынка страховщики воспользуются этим правом, в результате это позволит улучшить качество услуги и обеспечить её доступность", - отметил И. Юргенс.
Схема покупки электронного полиса проста. Гражданин заходит на сайт страховой компании, пишет заявление по предлагаемой форме, вводит все необходимые сведения. Сайт страховщика обращается к автоматизированной системе ОСАГО (АИС РСА), которая была создана несколько лет назад в целях обеспечения страховщиков информацией для заключения электронных договоров. Кроме того, информация по водителям и автомобилям накоплена и в самой базе АИС РСА. "Е-полис" не выдаётся, если заявленная страхователем информация не соответствуют данным из АИС РСА. После проверки сведений договор регистрируется в АИС, ему присваивается номер. Клиенту выставляется счёт, он производит оплату и получает свой полис в электронном виде. В перспективе база АИС РСА будет направлять страхователю sms о заключённом электронном договоре. Если при заполнении сделаны ошибки, то система просто не подтвердит его сведения и не даст заключить договор.
Затем автовладельцу достаточно будет распечатать бланк полиса и возить его с собой (также необходимо будет распечатать и бланки извещения о ДТП). У сотрудников ГИБДД при сомнении в том, что водитель действительно покупал полис, всегда будет возможность проверить по базе данных - зарегистрирован ли этот полис в общей федеральной базе ОСАГО или нет. Для тех сотрудников ГИБДД, которые не располагают подобными возможностями, остаётся вариант обращения за подобной информацией по рации.