12 апреля Госавтоинспекция города провела внеочередной брифинг для представителей средств массовой информации. Повод для общения с журналистами начальника отделения пропаганды ГИБДД Федора Сумароковского - серьезный всплеск травматизма в апреле.
Всего за четыре дня - с шестого по десятое апреля - зарегистрированы три дорожно-транспортных происшествия со смертельным исходом. Погибли три пешехода.
Подробности трагедий таковы. Шестого числа в 6.15 утра водитель автомобиля "Форд-Мондео" на улице Советской в районе дома № 54 сбил пешехода, переходившего проезжую часть в неустановленном для перехода месте. Пешеход от полученных травм скончался в карете скорой помощи.
- Это первоначальная фиксация обстоятельств. Следствию еще предстоит много выяснить, - подчеркнул Федор Геннадьевич. - Показания водителя и очевидцев не дают на этом этапе объективной картины произошедшего. Самое страшное, что не хватило участникам ДТП всего долей секунд, чтобы разойтись-разъехаться и не встретиться на этом перекрестке. Если бы не побежал пешеход, как говорят очевидцы, и если бы водитель двигался чуть с меньшей скоростью, наезда просто могло не быть…
Седьмого апреля в 11.50 водитель грузового автомобиля с прицепом при выезде с территории ОАО "Магнитогорский хлебокомбинат" по дороге в сторону улицы Бурденко совершил наезд на пешехода, находящегося у края проезжей части справа. Пешеход, женщина 1980 года рождения, от полученных травм скончалась на месте ДТП.
- Ситуация не однозначная, - утверждает Федор Сумароковский. - Водитель из кабины грузового автомобиля, выезжая с прилегающей территории, акцентирует внимание на движение автотранспорта. Женщина находится не в прямой видимости водителя. Ей бы сделать пять шагов назад, отойти от края проезжей части. Но она надеется, что водитель видит ее. Однако траектория движения прицепа не повторяет траекторию движения тягача в этой ситуации и прицеп смещается в сторону женщины. Та, скорее всего, пытается отойти назад, но расстояние слишком мало, пространство ограничено забором, она поскальзывается на снежном накате и скатывается под задние оси прицепа. Водитель с места ДТП уезжает, так как действительно мог и не видеть этого события. Хотя водители такого класса обычно видят все…
Третье ДТП со смертельным исходом произошло десятого апреля. В двадцать минут первого по полуночи водитель 1986 года рождения на "ВАЗ-2110" в состоянии опьянения на улице Советской в районе дома № 205 совершил наезд на пешехода, перебегавшего проезжую часть в пятнадцати метрах от зоны пешеходного перехода. В результате происшествия мужчина-пешеход 1987 года рождения от полученных травм скончался.
- Трагедии могло не произойти, если бы водитель был трезв. Повлияла плохая видимость, плохое освещение дороги, мокрый асфальт, - считает Федор Геннадьевич. - Пока не понятно: почему пешеход решил сократить маршрут и пошел через проезжую часть дороги не в зоне пешеходного перехода, хотя тот был рядом. Водитель утверждает, что после его наезда еще кто-то совершил наезд на этого пешехода и скрылся. Пока утверждать что-либо рано, следствие разберется и установит истину…
По итогам первого квартала 2011 года зарегистрировано 3600 ДТП, что на 10,9 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ранения различной степени тяжести получили 124 человека, что на 13,3 процента меньше. Погибли четверо взрослых, 11 детей травмированы.
- Благодаря современным математическим методам удается просчитать очень многое, в том числе - наши шансы выжить в разных дорожных коллизиях, - рассказал Федор Сумароковский. - Исследования ученых показали: если водитель при скорости 60 километров в час прибавит "газу" на 5 километров в час, это увеличит шансы попадания в аварию вдвое. А при скорости 70 километров в час риск увеличивается уже в четыре раза. Ученые поясняют: на таких скоростях водителю остается совсем мало времени, чтобы среагировать на опасную ситуацию. Увеличивается и тормозной путь: у автомобилиста, который едет на скорости 60 километров в час, он будет составлять 13,9 метра. А при показаниях на спидометре 65 километров в час - 16,3 метра…
В первом квартале нынешнего года в четыре раза увеличилось количество ДТП с пострадавшими из-за нарушения скоростного режима без учета дорожных условий. И доля таких ДТП от общего количества происшествий с пострадавшими почти 40 процентов. Более тысячи нарушений скоростного режима зафиксировали автоматические камеры только за два последних выходных дня. При управлении транспортом в состоянии опьянения количество ДТП с пострадавшими увеличилось втрое. Пьяных за рулем меньше не становится. Водителями, лишенными права на управление, совершено втрое больше ДТП, в которых пострадали люди.
- Эти "лишенцы" уже готовы к аресту и плевали они на закон, - возмущается Федор Геннадьевич. - Возят с собой пакетики с консервами и средствами личной гигиены, чтобы было комфортнее проводить время в спецприемнике. И они продолжают совершать аварии и калечить людей…
Другие факты статистики: по причине невыполнения сигнала светофора количество ДТП с пострадавшими увеличилось в 2,5 раза. Движение на запрещающий сигнал светофора стало "модным". По причине невыполнения требований дорожных знаков количество происшествий с пострадавшими увеличилось в пять раз.
- С каким-то небывалым остервенением и лютой злобой сбивают пешеходов в зонах остановок общественного транспорта и в зонах пешеходных переходов, - убежден Федор Сумароковский. - Вместо того, чтобы сразу снижать скорость или просто попытаться хотя бы затормозить в критической ситуации, водители не предпринимают ничего. Каждый убежден, что успеет проскочить. Таких происшествий от общего количества с пострадавшими 25 процентов.
Каждое второе-третье ДТП происходит по причине неправильно выбранной скорости и без учета дорожных условий. Каждое четвертое - наезд на пешехода в зоне остановки или в зоне пешеходного перехода. В сложившейся ситуации на дорогах города нельзя обвинить только пешеходов или только водителей. К сожалению, правила нарушают и те, и другие. За первый квартал выявлено 11794 нарушения пешеходами и 16175 нарушений водителями.
В заключение Федор Сумароковский остановился на грядущем масштабном ремонте и реконструкции городских дорог. И призвал к взаимному уважению всех участников дорожного движения - иначе вала происшествий и бед не избежать.