В июне прошлого года опубликовали новые правила для автошкол.
Согласно программе, принятой Министерством образования и науки, автошкола может продолжить свою работу только в том случае, если будет располагать автодромом со светофором, железнодорожным переездом и прочим оборудованием, которое имитирует реальные дорожные условия. Изменения коснулись и учебных программ: вместо прежних 30 вождение увеличили до 50 часов. Каждый учебный автомобиль должны оснастить видеокамерами, фиксирующими как процесс обучения, так и сдачу экзамена. Кроме того, школа обязана иметь программный комплекс, который оценивает качественные характеристики будущего водителя: восприятие пространства и времени, глазомер, психологическую и эмоциональную устойчивость, внимание и динамику работоспособности. Новая методика была утверждена начальником ОБДД МВД России Виктором Кирьяновым, ее намеревались ввести в действие с 1 ноября будущего года. Регионам, располагающим технической базой, рекомендовалось проводить экзамены нового образца досрочно.
После опубликования документа народ, предвидя, что все расходы придется оплачивать будущим автомобилистам, заволновался. Тревогу забили и автошколы. Челябинцы обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой: новый порядок фактически ликвидирует конкуренцию на рынке услуг по обучению вождению. Стоимость автодромов с учетом их автоматизации выливалась в копеечку: от 100 до 250 миллионов рублей, в Челябинске автоматизированный автодром есть только у одной из местных автошкол.
Жирную точку в автомобильном вопросе поставили в конце прошлого года: Минобрнауки отменило завышенные требования к техническому оформлению автошкол, ФАС закрыла дело. Пресс-служба Генпрокуратуры сообщила об отмене новой методики проведения экзаменов на получение водительских прав. В довершение ко всему 17 декабря МВД опубликовало приказ, который тоже отменял новые требования сдачи экзаменов.
Отменили правила в той части, где требовалось наличие автодромов, имитирующих дорожные условия, электронной системы контроля и оценки результатов тестирования, но методика преподавания в автошколах все же претерпела изменения. С прошлого года увеличена практика: 50 часов вождения. В перспективе в учебную дисциплину введут вождение в ночное время и на скоростных магистралях.
"Автодромный" вопрос, ставший камнем преткновения в областных городах, Москве и Питере, не актуален для Магнитки. "В зоне нашей ответственности 27 учебных организаций, и у всех есть площадки, у некоторых - даже автодромы", - поясняет начальник экзаменационного отделения МРЭО ГИБДД УВД по городу Магнитогорску Сергей МОСУНОВ.
- Параметры оценки деятельности автошкол прежние - успешная сдача экзаменов?
- У нас целый комплекс показателей, - объясняет Сергей Павлович, - во-первых, сдача экзамена с первого раза. Учитываем и теорию, и практику: вождение на площадке и в городе. Во-вторых, статистика ДТП: выявляем, кто из выпускников школы со стажем до года и до трех лет совершил происшествие с тяжкими последствиями. И не просто отслеживаем, а разбираемся: кто у нарушителя был преподавателем, инструктором, экзаменатором. Если выявим закономерность, тут же принимаем меры. Так работают по указанию областного управления ГИБДД 16 РЭПов области. В шкалу оценки входит число жалоб на автошколу, количество информационных писем от МРЭО в адрес руководства учебных учреждений. Например, из 30 кандидатов-водителей с первого раза экзамены сдали лишь пять. Значит, готовят плохо.
- Каковы цифры ДТП с участием новичков?
- В прошлом году зафиксировано 73 "человека-случая" ДПТ, которые совершены водителями со стажем до трех лет, из них 32 со стажем до года. В происшествиях погибло десять, ранено 87 человек. Основная причина - не справился с управлением.
- Много ли среди кандидатов-водителей отличников?
- В прошлом году с первого раза теорию сдали 82, а вождение - 63 процента. Таковы цифры по городу. Общий показатель - 44 процента. Если данные ниже, то предъявляем претензии к руководству автошкол.
- 101-е китайское предупреждение?
- Не более десяти, потом 30 суток ждем сообщений о принятых мерах. В прошлом году руководство автошкол вынесло подчиненным 39 взысканий, уволены два преподавателя теории и четыре инструктора.
Ежеквартально и по итогам года проводим совещание со всеми сотрудниками автошкол. Называем цифры ДТП, аварийные участки - геопатогенные зоны, где чаще всего происходят аварии: сейчас это регулируемые перекрестки. Раньше происшествия происходили в часы пик, в последнее время - с 9 до 24 часов. На совещаниях называем худшие и лучшие автошколы.
- А кто лучшие?
- Наш МРЭО обслуживает три городских и четыре близлежащих сельских района. 11 февраля подведены городские итоги среди автошкол. Впервые за многие годы на первое место вышла сельская организация - Агаповский межшкольный учебный комбинат, возглавляемый Валерием Карасевым. По итогам областного конкурса "Автошкола года" в 2006-2007 годах победителем стал учебный центр ЗАО "Автосервис ПМ", руководимый Алексеем Белышевым. Инструкторы этой автошколы Игорь Гребенщиков и Сергей Белышев заняли второе и третье места в областном конкурсе "Мастер года".
…Учебные классы областного призера находятся по соседству с МРЭО, и грех не расспросить руководителя об изменениях в учебной программе. "Несмотря на то что новые правила отменены, у нас на автодроме есть все, - говорит Алексей Георгиевич. - Методика предусматривает принятие экзамена с включением пяти элементов: горка, гараж, парковка, змейка, разворот… Все оборудование имеется. Есть макет железнодорожного переезда, стоит знак, уложены брусья, имитирующие рельсы, дождемся весны и установим светофор. В общем, это частичная имитация городской магистрали.
- До полной не хватает заполошенных пешеходов. Много у вас пятерочников?
- В школе более полутора тысяч курсантов, 53 процента кандидатов-водителей сдают экзамен с первого раза.
- Новые правила отменены, но не выплеснуть бы с водой младенца. Речь о программном комплексе, который оценивает глазомер, психологическую устойчивость.
- Некоторые автошколы, поспешив исполнить приказ, закупили приборы. Это ящик с 40 кнопочками, которые тестируют психологическую устойчивость. Проверили на себе и выяснили: водитель с 40-летним стажем может показать из рук вон плохой результат. Для нас критерием являются выводы медкомиссии. Если есть справка, я обязан принять человека на курсы, даже если по показаниям прибора он не подходит.
- Экономическая нестабильность сказалась на количестве учеников?
- В 2008 году автошколы привели на экзамен более 14 тысяч кандидатов, в прошлом году - 11 с небольшим. При этом стоимость обучения снизилась с 18500 до 16000 рублей.
…Комплекс мер, среди которых ужесточение наказаний за нарушения ПДД, изменение методики преподавания в автошколах, снизил цифры ДТП. В прошлом году число погибших на дорогах страны уменьшилось на 12 тысяч. Госавтоинспекция Магнитогорска заняла первое место в области: один из критериев тот же - снижение аварийных показателей.
Статистика
В прошлом году на дорогах Магнитогорска произошло 13 тысяч 648 ДТП, в 2008 - 14 тысяч 961. Снижение почти на девять процентов. Из них аварий с пострадавшими 668 случаев, в 2008 году - 689, что на три процента меньше. Число погибших 39 человек, столько же было в позапрошлом году. Ранено 759 - на 12 человек меньше, чем в 2008. 87 происшествий с участием детей, на два меньше, чем в 2008.