Модное веяние пришло с Запада, где любители занижать автомобиль вдохновлялись дрифтом и гонками Формулы-1. Движение получило название stance. При этом для низкого клиренса вместо заводской подвески на машину устанавливаются регулируемая винтовая подвеска или пневмо-подушки. В России моду на заниженные автомобили называют БПАН. Расшифровывается аббревиатура как "без посадки авто нет".
У сообщества БПАН есть чёткая идеология "истинного занижения": машина должна быть максимально опрятна и аккуратна, без лишних деталей, с литыми дисками с большим радиусом или заводскими штампованными дисками. Автомобиль занижают за счёт установки короткоходных стоек и пружин или пневмоподвески.
Вообще существует три варианта занижения подвески. Самый дешёвый и часто практикуемый - обрезка пружин амортизаторов. При этом, с одной стороны, увеличивается жёсткость подвески, что улучшает управляемость и уменьшает крены в поворотах. С другой - возрастает нагрузка на стойки, что впоследствии может привести к деформации кузова. Второй вариант - замена стоек на укороченные. И третий, самый дорогой - установка пневмоподвески. Правда, в реалиях российского бездорожья её использование считается ненадёжным и требующим частых ремонтов.
Для чего вообще занижают автомобили? Сторонники БПАН уверены, что заниженный автомобиль удобнее в управлении, да и просто это красиво. Но вот проезжать препятствия, неровности, лежачих полицейских и трамвайные рельсы на такой машине сложно, а зачастую и рискованно.
- Не являюсь участником движения БПАН, но имею немного заниженный автомобиль, - рассказал читатель Андрей. - БПАН - это максимальное занижение машины, возможны широкие диски. В целом ничего не имею против такого тюнинга, считаю, что это - как с людьми: есть добро и зло. Большинство просто делает это максимально дешёвым способом, болгаркой, что, естественно, влияет на управляемость. Думаю, это должен быть либо автомобиль, который только участвует в выставках, либо автомобиль, сделанный на совесть, с качественными деталями. Есть другое движение - дрифт. Дело в том, что самый дешёвый заднеприводный автомобиль в России - это "Жигули". Опять же тут два пути: есть те, кто мешает другим участникам движения, дрифтуя прямо на дорогах. Второй путь - достаточно дорогой, это тюнинг деталей, хорошее качество. В разумных пределах они делают советский автопром очень комфортным, отзывчивым и управляемым. Занижение в данном случае необходимость: чем ниже машина, тем ниже центр тяжести. Уменьшаются крены при боковом заносе как минимум. Многие тюнинг-детали требуют занижения, выворота - увеличенного угла поворота колёс. С учётом доработок подвески, "Жигули" становятся очень комфортным автомобилем, устойчивым на дорогах. Езжу каждый день, зимой дрифтим. Занижение минимальное, пять сантиметров. По нашим дорогам ещё большее занижение - это кошмар. Итог - кто как хочет, так и развлекается. Для меня важна и своя безопасность, и безопасность окружающих людей, водителей. Если машина сделана красиво, с руками, и привлекает внимание - пускай. Но если это ржавое корыто с пилеными в гараже пружинами, представляющее опасность, - буду против.
Свой взгляд на заниженное авто есть и у Госавтоинспекции. Сотрудники ГИБДД не устают говорить о том, что БПАН - опасный вид тюнинга.
И обрезание пружин, и пневмоподвеска - это изменение конструкции транспортного средства, для проведения которого необходимо получать разрешение. Для этого водитель должен предоставить заключение технической экспертизы, выданное испытательной лабораторией. Так что заниженные автомобили часто останавливают и нещадно штрафуют. А могут даже снять номера, если клиренс по замерам оказывается меньше, чем указано в техническом паспорте.
О том, что ещё грозит любителям "низкого" тюнинга, рассказали сотрудники группы пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД УМВД России по Магнитогорску.
- Эксплуатация транспортных средств, конструкция которых незаконно подверглась изменениям, запрещена, - подчеркнули в ведомстве. - К таким изменениям относятся, в том числе, автомобили с заниженным дорожным просветом. В случае выявления подобных автомобилей сотрудниками ГИБДД, водитель привлекается к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях "Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена". Санкция этой статьи предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей. Вместе с постановлением по делу об административном правонарушении водителю вручается требование о прекращении противоправных действий. Устранить неисправность водитель обязан в течение пяти суток и предоставить автомобиль на площадку осмотра РЭО ГИБДД УМВД России по Магнитогорску по адресу: улица Советская, 4.
Водителю разъясняется, что в случае невыполнения данного требования он будет подвергнут административной ответственности за неисполнение распоряжения. Максимальная санкция, которая грозит в этом случае, - административный арест на срок до 15 суток. Продолжение движения на автомобиле при наличии технической неисправности, при которой запрещена эксплуатация транспортных средств, трактуется судами как невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности. Кроме того, административные материалы направляются в РЭО ГИБДД, где по каждому факту проводится проверка, и при наличии оснований принимается решение об аннулировании регистрации автомобиля. Уведомление направляется собственнику машины в течение трёх дней, после чего он обязан сдать регистрационные документы, паспорт транспортного средства, государственные регистрационные знаки в регистрационное подразделение Госавтоинспекции. Не сданные владельцем документы или государственные регистрационные знаки объявляются в розыск и подлежат изъятию, а автомобиль помещается на специализированную стоянку.