Отсутствие обязательного страхования в прошлом году стало одним из самых распространённых нарушений российских водителей. В Магнитогорске автолюбители тоже стали более тщательно сравнивать стоимость ОСАГО, размер штрафа и возможные риски при ДТП.
Два миллиона нарушителей
В течение 2016 года автоинспекторы страны составили более 600 тысяч протоколов в связи с просроченными полисами. В эту же статистику вошли водители, которые не вписаны в действующую страховку. Без ОСАГО выявлены около двух миллионов водителей - почти в два раза больше, чем в 2015 году.
- Проблема отсутствия полисов либо управление с поддельными весьма актуальна и в нашем городе, - пояснила старший инспектор отделения пропаганды БДД ОГИБДД УМВД России по Магнитогорску Нонна Аверичева. - Помимо административного штрафа в размере 800 рублей водитель в случае ДТП рискует выплачивать ущерб самостоятельно за счет личных средств.
С начала 2017 года выявлено 2275 подобных фактов.
- Около тридцати процентов водителей, которые становятся участниками ДТП, управляют ТС без полиса ОСАГО, - отметил старший инспектор по исполнению административного законодательства ОБДПС ГИБДД УМВД России по Магнитогорску Александр Приходченко. - Это очень большой процент, и в дальнейшем возможны проблемы по возмещению материального вреда. В подобной ситуации пострадавший обращается в суд. В порядке гражданского судопроизводства взыскивает ущерб с виновника. Если ущерб значительный, то с пострадавшего, как правило, ежемесячно взимаются выплаты.
В итоге процесс получения компенсации может затянуться на несколько лет. Подобных ситуаций почти не было, когда за отсутствие ОСАГО снимали номера, а машину забирали на штрафстоянку. В последние годы законы в этом отношении смягчились. А стоимость полисов возросла почти в два раза. Многие водители, цена страховки у которых доросла до десяти тысяч рублей, задумались. И решили, что дешевле обойтись без ОСАГО.
Регистратор и КАСКО
- Я опытный водитель и по моей вине ДТП вряд ли произойдёт, - говорит Андрей. - Если же я окажусь пострадавшим, то не факт, что получу компенсацию. По крайней мере, достойную. Какой смысл мне выкидывать деньги на ветер? Лучше я заплачу штраф в 800 рублей. Тем более что, может, и не придётся. Машина у меня не особо приметная и останавливают очень редко.
В "КИА" Дмитрия въехала грузовая "ГАЗель". Причём не остановилась. Снесла зеркало и на огромной скорости помчалась дальше. Сейчас Дмитрий жалеет о том, что у него нет авторегистратора.
- Мне пришлось догонять эту "ГАЗель" и почти перегородить ей дорогу, чтобы водитель наконец остановился, - рассказывает он. - Оказалось, у водителя нет полиса ОСАГО. Свидетелей произошедшего я, конечно, не нашёл. А по расположению автомобилей сотрудники ГИБДД пришли к выводу, что мы виноваты оба. Хотел подавать в суд, но для этого нужно собирать очень много бумаг. Да и если есть решение автоинспекторов об "обоюдке", то шансов выиграть, наверное, мало. Водитель "ГАЗели" заплатил штраф за отсутствие страховки и нарушение дорожных правил. Всё это обошлось ему в сумму около двух тысяч рублей. А мне придётся восстанавливать зеркало за свой счёт. Оно очень дорогое. Машина новая. Я пришёл к выводу, что если авто стоит дорого, то нужно обязательно делать КАСКО и ставить регистратор. Странных водителей на дорогах всё больше, какой бы ни был у тебя опыт и стаж, не убережёшься. Полис ОСАГО, а я заплатил более одиннадцати тысяч рублей, вообще не нужен.
Не той дорогой…
Евгений тоже ездит без страховки. С тех пор, как она выросла до восьми тысяч рублей. Вдобавок, в прошлом году ещё усиленно навязывали дополнительные услуги. Василий отказался от ОСАГО ещё во времена больших очередей и неожиданно возникшего дефицита бланков. Признаётся, что один раз стал виновником небольшого ДТП, но человек он добросовестный: тут же отдал наличные за повреждение. Под расписку, конечно - чтобы пострадавший не взял с него за ущерб ещё и по суду.
- Я не понимаю, почему такими запредельными стали цены за страхование, - возмущается Анатолий. - У меня пятидесятипроцентная скидка за безаварийное вождение, но всё равно получается очень большая сумма. А ведь при ДТП выплачивается примерно половина стоимости. В некоторых случаях, быть может, немного больше. Сейчас же вообще отдают "ремонтом" - неизвестно кем и как сделанным. Я считаю, что система ОСАГО в нашей стране идёт каким-то неправильным путём.
- Покупаю и буду покупать полис обязательного страхования, - говорит Тамара. - У меня уже большие скидки. Правда, не очень понимаю, почему владельцы иномарок должны платить больше, чем отечественных машин. Уже привыкла, что государство не обманешь, с нас возьмут столько, сколько захотят. Но пусть уже будут какая-никакая выплата или ремонт по ОСАГО, а то вдруг задену случайно дорогую машину. Всю жизнь придётся расплачиваться.
В утешение могу добавить, что Гражданский кодекс всё-таки обещает: ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Так что если вы признаны пострадавшей стороной, а у виновника нет полиса, то он обязан компенсировать стоимость ремонта. Только проследите, чтобы этот факт был зафиксирован в справке о ДТП. Без отметки об отсутствии полиса у виновника аварии подготовить документы для досудебной претензии будет сложнее.