- Страхованием занимаюсь почти десять лет, наработал неплохую клиентскую базу. Но сегодня ситуация просто патовая: нет возможности оформить страховку, поскольку отсутствуют бланки полисов ОСАГО.
С подобной проблемой, помнится, столкнулась прошлой осенью. Обратилась за страховкой, но получила ответ, мол, с бланками - беда. Правда, в течение двух дней всё решилось. Оказалось, что это были "ягодки", лишь предвестники тяжёлой ситуации, которая поджидала рынок страхования. С начала апреля этого года во многих компаниях попросту перестали выдавать полисы ОСАГО.
В одном из офисов - толчея в коридоре. С десяток мужчин полны возмущения.
- У меня через два дня заканчивается срок страховки, как всегда, пришёл заранее, - рассказывает Николай Перегудов. - И что слышу: "Не можем вам ничем помочь - нет бланков". Куда же они делись вдруг? И что теперь делать? Хотел было пойти в другую страховую компанию, но мужики говорят, что это не имеет смысла.
Слова автолюбителя подтверждает Сергей Монев:
- Это уже третья компания, куда сегодня приехал. И везде - один ответ. Что же остаётся? Машину на прикол ставить и пешком ходить? Просто бред
какой-то…
При этом на двери, за которой обычно размещались агенты, работающие с владельцами машин, крупно написано: "Отдел прямых продаж". Оказалось, все агенты - а их здесь около тридцати - уволились: большая часть их заработка - именно проценты с ОСАГО. Может, на комиссионных вознаграждениях компании экономят? Но почему тогда оптимизация расходов отражается на потребителях?
За получением достоверной информации обращаюсь в страховые компании. В одной сначала заявляют, что бланков нет. Потом осторожно интересуются: "А вы наш клиент или нет? Если наш - приходите, что-нибудь придумаем". И объясняют: бланки были в достаточном количестве. Но из-за того, что в других компаниях закончились, все идут к ним, вот и не хватило.
Получается своеобразный эффект домино: упала одна "костяшка" - зацепила других. Происходит "подсаживание" компаний, куда десятками, а то и сотнями идут "не запланированные" люди.
В другой компании мне снова отказали, но предложили телефон брокера, у которого, возможно, ещё остались заветные бумаги. По третьему адресу вновь получила отказ. И по четвертому, и по пятому… Лишь в одной из десятка компаний мне сказали "да". Правда, с условием: скидок не будет и плюсом - обязательное страхование жизни. Но пока туда добрались - а заняло это не больше получаса - бланки там тоже закончились.
При очередном звонке на вопрос: "Что же в конце концов происходит?" - словоохотливая барышня на том конце провода высказала предположение, что это очень похоже на забастовку, инициировали которую головные, то есть федеральные, компании.
- Автострахование убыточно, поэтому в последнее время так много говорилось о необходимости повысить на него тарифы, - высказала свою точку зрения девушка. - Государство навстречу не идёт. Видимо, потому и решили компании такими жёсткими мерами привлечь внимание государства.
А вот здесь агент, скорее всего - по незнанию, заблуждается. Обращение страховых компаний к правительству страны без внимания не осталось. И проводилось аналитическое исследование: сколько компании получают, сколько затрачивают на выплаты. Оказалось, что результаты не столь драматичны. К примеру, чистый доход одной из компаний за прошлый год составил 25 миллионов рублей. Если это убыточно, то тогда можно лишь удивляться аппетитам страховых фирм.
Что касается деления страховых на федеральные компании и местные… По закону лицензию на ОСАГО может получить только та компания, которая имеет сеть филиалов по стране. Поэтому, по сути, все, кто занимается этим видом страхования, имеют федеральный статус. Другой вопрос, что бланки в регионы идут по заказу. И то, что вдруг резко с начала апреля их не оказалось в достатке, действительно даёт право думать о каком-то сговоре. И здесь, наверное, пора вмешаться не только Российскому союзу автостраховщиков, но и прокуратуре, поскольку идёт откровенный саботаж, нарушение прав российских граждан. Ведь обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств - это, в первую очередь, законодательно закреплённая обязанность. Граждане у нас в большинстве законопослушные. К тому же за эти годы все осознали, что ОСАГО - цивилизованный способ защиты интересов всех участников дорожного движения. Исполнение требований по автострахованию избавляет водителей от ответственности за возмещение ущерба от ДТП.
В страховых компаниях же разводят руками и радужных прогнозов не дают. А у автолюбителей возникает немало сопутствующих вопросов. Почему государство не может решить проблему, ведь всё дело в бланках, которые печатаются на Гознаке - государственном предприятии? Почему нельзя оформить страховку на имеющемся у граждан полисе, продляя его? Не начнёт ли ГИБДД спекулировать на ситуации, намеренно устраивая проверку этих документов?
- Сами сотрудники инспекции в недоумении от того, что происходит, - прокомментировал начальник отделения пропаганды отдела ГИБДД управления МВД России по Магнитогорску Фёдор Сумароковский. - Никто, конечно, не ставит цель: устаивать облавы и намеренно выявлять водителей без страхового полиса. Этого и не было никогда: как правило, отсутствие страховки выявлялось после совершения ДТП. Конечно, можно было бы пойти на какие-то уступки. В том числе этим мог бы заняться Союз автостраховщиков и обратиться в правительство о временном не привлечении водителей к ответственности за отсутствие на руках полиса… Но ведь это будет просьба о нарушении закона. И даже не в этом суть. Случись авария, виновником которой станет водитель без страховки, и что? Как оградить тех, кто пострадал? Человек, выезжающий на машине без полиса, должен быть готовым взять на себя ответственность в том числе и за возможные повреждения другого автомобиля. И штраф никто не отменял, и другие меры: автомобиль без страховки отправят на штрафстоянку, а оттуда его можно будет забрать только со страховкой. Замкнутый круг.
Надо отметить, что проблема отсутствия полисов - отнюдь не магнитогорского замеса. То же самое происходит по всей стране, в чём можно убедиться, заглянув на многочисленные форумы автомобилистов. И пока кто-то пытается такими не слишком красивыми методами защищать свои интересы, находятся "бизнесмены", готовые на этом нажиться. И в первых рядах - сами страховые компании. Те, что предлагают полис с довеском в виде дополнительной страховки. И ведь наверняка знают, что это противозаконно: навязывание добровольного страхования содержит признаки нарушения законов "О защите прав потребителей" и "О защите конкуренции". Нарушением страхового законодательства считается также заключение договора ОСАГО без применения понижающего коэффициента при безаварийной езде. Разбираться с такими нарушениями компетентны Федеральная антимонопольная служба и Роспотребнадзор, достаточно написать туда жалобу. Пожалуй, это единственное, что на сегодняшний момент можно сделать. Только ведь и у компаний расчёт верный: чтобы получить заветную бумажку, человек согласится на любую переплату - ездить-то надо.
Кроме того, в Интернете появились предложения о доставке чистого полиса за 750 рублей. Обещают, что документ легальный, со всеми предусмотренными степенями защиты, пригодный для любых проверок. Бланки - документы строгой отчётности, содержат номер и регистрируются в специальном порядке. За утерю бланка, кстати, агент платит штраф от 2 до 5 тысяч рублей да ещё и пишет заявление в полицию об утере. Так что то, что предлагает Сеть, - не более чем фальшивая копия.
Когда материал уже готовился к публикации, на электронную почту пришла рассылка с информацией, что по всей территории страны появились большие партии поддельных полисов. Первые массовые тиражи подделок бланков ОСАГО были обнаружены службой безопасности страховой компании, приславшей сообщение. Вот вам и цветочки… В ответ на послание ответила, что, мол, в вашей страховой компании тоже бланков нет, а это - главная причина, что начались мошенничества. Комментария на мою реплику нет до сих пор…