Уже два года при незначительных ДТП водителям разрешено использовать европротокол и без особых промедлений разъезжаться по своим делам. Некоторые магнитогорцы воспользовались новшеством. Многие - боятся неприятных сюрпризов.
Система работает
В Магнитогорске немало водителей без страховых полисов или с фальшивыми свидетельствами. В Ольгино авто въехал водитель, который сразу же согласился, что он виноват. И предложил составить европротокол. "Зачем нам ГАИ? - спрашивал он. - Только время тратить. У вас же просто царапины". И всё это было правдой. Ольга согласилась. А потом выяснилось, что полис ненастоящий. Теперь надо подавать в суд на возмещение ущерба или сначала обращаться к автоинспекторам за справкой о ДТП. Пострадавшая не знает, что ей делать. Склоняется к тому, чтобы отремонтировать машину за свой счёт и забыть о произошедшем.
Ирине повезло больше. Со страховкой у виновника всё было в порядке. И даже ущерб ей выплатили очень быстро, всего через неделю. Только сумма оказалась очень уж небольшой. Ирина предполагает, что денег не хватит на ремонт двери.
Многих водителей смущает оформление ДТП с евпропротоколом. Для уверенности в завтрашнем дне им очень не хватает инспектора ГИБДД. На всякий случай. Ведь сумма ущерба может оказаться больше 50 тысяч, регламентированных к выплате при оформлении европротокола. А виновник - не очень добросовестным и ответственным. Вдобавок возможны неожиданные ходы страховой компании или автосервиса. Тем не менее, Валерий К. предпочёл европейские отношения. Он ждал зелёного света на перекрёстке. Дело было вечером, в час пик, и автомобилей перед светофором скопилось много. Но водитель, оказавшийся сзади, очень спешил. И думал, конечно, что успеет затормозить. Не успел. Бить друг друга и ругаться не стали, а занялись оценкой ущерба. Пришли к выводу, что он вряд ли превысит 50 тысяч рублей. Споров о виновнике не было. Как оформлять европротокол, оба не знали, так что вызывали аварийного комиссара. Тем более, что страховая компания у них оказалась одна и та же. Комиссар приехал минут через 20. Подтвердил, что ущерб, в общем-то, не должен быть очень большим. Всё быстро замерил, сфотографировал, задокументировал, дал водителям расписаться, и они разъехались.
- Затем я начал нервничать, - признался Валерий. - Знакомые стали пугать, что на самом деле ущерб будет больше, и в этом случае я вообще ничего не получу. Или придётся долго разбираться, может быть, даже судиться. Некоторые интересовались, проверил ли я страховку виновника. А я не догадался позвонить в страховую сразу после ДТП. И обратился туда, будучи готовым к неприятностям. Но представитель компании назначил день, время, попросил не забыть предупредить о встрече виновника. Тот тоже не капризничал. Не могу сказать, что процедура была очень быстрой. Оформляли множество документов. Пришлось писать о произошедшем. Ждать, когда ещё раз осмотрят машину и зафиксируют повреждения. Но это длилось час, может, чуть больше, а не полдня, как рассказывали некоторые автовладельцы.
Предложили на выбор деньги или ремонт, потому что полис был оформлен ещё до вступления в силу изменений закона об автостраховании. Валерий выбрал ремонт в центре, где обслуживается его авто. Затем долго ждал, когда же туда поступят деньги. Это случилось недели через три. Причём ему пришлось звонить и в страховую, и в автоцентр, потому что одним деньги якобы не пришли, другие их вроде бы отправили. Наконец специалисты автоцентра сообщили, что всё в порядке. Вдобавок на счёт Валерия поступили деньги за утерю товарного состояния. Оказалось, есть и такой вид компенсации, которую выплачивает страховая компания. Запчасти автоцентр заказывал и получал тоже долго. В итоге машину отремонтировали месяца через три после ДТП.
- Думаю, всё должно происходить в более быстром темпе, - говорит Валерий. - Но, тем не менее, могу сделать вывод: система с европротоколом работает.
Разногласий нет?
Редакция "ММ" обратилась за комментариями к начальнику штаба ОБДПС ГИБДД УМВД России по Магнитогорску Сергею Худякову. Он рассказал, что с 1 июля 2015 года водителям законодательно предоставлена возможность самостоятельного оформления ДТП, в результате которых ущерб причинен только транспортным средствам.
- При происшествиях, где вред причинён только имуществу, нет пострадавших, водитель обязан зафиксировать, в том числе средствами фотосъёмки или видеозаписи, место происшествия, повреждения, а затем освободить проезжую часть, если его машина мешает движению других транспортных средств, - отметил представитель автоинспекции Магнитки. - Если в ДТП участвуют два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев застрахована в соответствии с законодательством, вред причинён только этим машинам и обстоятельства не вызывают разногласий, то можно обойтись без участия уполномоченных сотрудников полиции.
Имейте в виду: если есть раненые или погибшие, а в аварию попало более двух автомобилей или кроме этих машин пострадало дополнительное имущество - нужно обязательно обращаться в автоинспекцию. Это же необходимо сделать, если есть разногласия, кто-то из участников не хочет сам оформлять документы или отсутствует страховка ОСАГО хотя бы у одного из водителей.
Сергей Худяков отметил, что делать фотографии места происшествия необходимо как минимум с трёх ракурсов. На фото должна отобразиться общая картина ДТП с ближайшими домами, названием улицы, номерами, с объектами дорожной инфраструктуры. Конечно, нужны детальные снимки, в том числе расположение транспортных средств после столкновения, следы торможения, осколки стекла. И также надо сделать фотографии, на которых виден характер механических повреждений, государственные регистрационные знаки автомобилей, причастных к ДТП. Затем заполняется бланк - обязательно шариковой ручкой.
Если не очень сильно волноваться, то ничего особого сложно в заполнение бланка нет. Указать адрес происшествия, дату, время, количество повреждённых ТС. Внести информацию о себе и своём транспортном средстве, а также о страховке. Описать ущерб и при каких обстоятельствах произошло ДТП. Зачастую наибольшие затруднения вызывает пункт, где надо нарисовать схему происшествия.
После заполнения оба участника ДТП ставят подписи, подтверждая, что они полностью согласны с предоставленной информацией. Читайте повнимательнее не только свою информацию, но и то, что написал другой водитель. Как только подписи поставлены, бланк разделяют на две части. Подписи ставятся на обеих. Оборотная сторона заполняется уже после разделения, каждым водителем отдельно. Там можно написать дополнения, примечания и заметки.
При оформлении ДТП по европротоколу подать заявку в страховую компанию нужно в течение пяти дней после аварии. И принести с собой заполненный подписанный бланк, заявления о достоверности информации, о возмещении ущерба, фотографии, видеозапись. Страховая компания имеет право попросить предоставить автомобиль для проведения экспертизы. И затем, через некоторое время, определит сумму возмещения. Европротокол, добавлю, обычно предоставляют сами страховые компании.
При возникновении разногласий по вопросу виновности или суммы ущерба необходимо сообщить о факте ДТП в дежурную часть автоинспекции Магнитогорска. Телефон - 20-90-14. Дежурный ГИБДД подскажет алгоритм действий в любое время суток. Также можно обратиться в отдел полиции по телефону 02.