Об этом сообщил на открытии IV конференции "Безопасная дорога. Стратегия безопасности дорожного движения до 2024 года" первый заместитель министра внутренних дел Александр Горовой.
По его словам, в ближайшее время при содействии депутатов Госдумы будет принят соответствующий закон. Согласно ему, более чем 30 составов нарушений из главы 12 Кодекса об административных правонарушениях перейдут в руки региональных властей. Надо уже сейчас, заранее, готовиться к этому - то есть создавать центры, которые будут обрабатывать информацию, а также готовить специалистов, которые будут знать требования КоАП и основы административного законодательства, пишет "Российская газета".
Александр Горовой напомнил, что в Москве опыт передачи некоторых полномочий показал положительный результат. Речь идёт о контроле за соблюдением водителями правил остановки и стоянки транспорта. Именно за этими нарушениями следит Московская административная дорожная инспекция.
Однако перечень нарушений, за которые штрафы водителям будут выписывать сотрудники именно таких региональных инспекций, а не сотрудники ГИБДД, значительно расширится. По сути, в него войдёт всё, что могут выявить камеры автоматической фотовидеофиксации. Это и превышение скорости, и проезд на красный свет, и нарушение разметки и знаков.
- Это позволит оптимизировать личный состав Госавтоинспекции, который будут освобождать от кабинетной работы и направлять на дороги для осуществления надзорной деятельности, - сообщил Александр Горовой.
Он также отметил, что не все проблемы на дорогах можно решить с помощью высоких технологий. Например, нетрезвых водителей, водителей, не имеющих права управления, неисправные автобусы с помощью камер фотовидеофиксации не выявишь. Это может сделать только сотрудник на дороге. А для более эффективной работы МВД будет ежегодно обновлять парк патрульных автомобилей.
Также Александр Горовой сообщил, что МВД собирается жёстко контролировать техосмотр автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки.
- Министр внутренних дел ещё на заседании в 2017 году предложил вернуть контроль за техосмотром автобусов ГИБДД. Мы решили серьёзные кадровые вопросы, два года этот вопрос согласовывали. Те компании, которые осуществляют пассажирские перевозки, те, которые проводят техосмотр, должны нести более серьёзную ответственность, вплоть до уголовной, - сообщил замминистра.
По словам Александра Горового, у нас только 56 тысяч км дорог соответствуют нормативам. И более миллиона дорог, которые не соответствуют никаким требованиям и стандартам. Причём речь идёт не только о состоянии покрытия, но и об инфраструктуре, которая уже не соответствует нагрузке, трафику. В качестве примера он привёл организацию мест стоянки автомобилей у общественных учреждений. По словам замминистра, местные органы власти, как правило, ничего не делают по созданию парковочного пространства, как платного так и бесплатного:
"Инспектор ГИБДД не должен гонять водителей из мест, где нельзя парковаться, не указав, где можно встать, не нарушая правил"
Также генерал сообщил, что граждане смогут отслеживать, на каких дорогах страны в данный момент идут ремонтные работы. В рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в электронный бюджет включены реперные точки, для того чтобы и проектный комитет на федеральном уровне, и надзорные органы видели, что делается в том или ином субъекте на том или ином конкретном участке дороги.
- Я предлагаю жителям России ознакомиться с этим электронным бюджетом, вы там можете найти, когда, в какие сроки участок дороги либо агломерации, то есть областного, республиканского, краевого центра, где вы живёте, будет капитально отремонтирован либо отреставрирован. Это уже все граждане нашей страны могут наблюдать, - сообщил замминистра.
На состояние дорог обратил внимание и вице-премьер Максим Акимов. Он также отметил, что у нас почти 60 тысяч км дорог имеют довольно высокое качество. И на них необходимо повышать скоростной режим. Но на всех остальных дорогах ситуация тяжёлая.
- Мы должны идти с капремонтом туда, где люди матерятся и бьются, а не туда, где дорогие коттеджи, - отметил вице-премьер. - Ресурсы должны быть направлены туда, где есть концентрация ДТП.
Дороги в населённых пунктах и, в частности, скоростной режим в них - это отдельная тема. "Мы видим прекрасно, как все подключились к дискуссии о снижении нештрафуемого порога, - сообщил Максим Акимов. - Никаких молниеносных решений не будет. Никаких мер без предварительных экспертиз и изучения приниматься не будет. Ведь речь идёт не о доходах бюджетов, а о безопасности".
Но при этом он отметил, что если на трассах скорость можно и повысить, то в городах её необходимо снижать. И никаких "60+20", ведь при столкновении на такой скорости шансов выжить у пешехода не остаётся. А у нас треть всех погибших в ДТП - это пешеходы.
Что касается пополнения местных бюджетов, то об этом Максим Акимов тоже упомянул. К 2024 году количество камер фотовидеофиксации на дорогах должно вырасти более чем в два раза - до 19 тысяч. Они уже показали свою эффективность. Благодаря им за шесть лет более 1300 участков перестали быть аварийно опасными. Но у нас есть проблемы с государственно-частным партнёрством. То есть когда некие частные компании по согласованию с местными властями устанавливают мобильные комплексы фиксации нарушений. Но ставят их зачастую не там, где необходимо снизить аварийность, а в местах, где можно собрать побольше штрафов.
"Получается, что камеры работают у нас не на снижение аварийности, а на наполнение бюджетов"
Необходимо разработать всё необходимое, чтобы все комплексы фотовидеофиксации, в том числе нестационарные, всегда были видны в любом приложении, которые используют водители. Предполагается это сделать до конца года. А если обнаружится несовпадение аварийных мест и мест взымания штрафов, то тогда местным властям придётся объясняться.
Он напомнил, что за шесть лет количество погибших на дорогах удалось снизить почти в два раза: с 30 тысяч до 18 тысяч. Но сейчас поставлена более сложная задача: до 2024 года сохранить 13 тысяч жизней. Сложность заключается в том, что меры, которые дают быстрый эффект, практически исчерпаны. Поэтому надо делать ставку на цифровизацию.
Мир в 2024 году будет технологически другим, считает Максим Акимов. Уже будут умные дороги, взаимодействие автомобиля с автомобилем, автомобиля с дорогой. Каждый участник дорожного движения, а также страховщики и надзорные органы смогут видеть, где и с какой скоростью ехал автомобиль. Насколько аккуратно управляет водитель. Трекинг автомобиля и поведение водителя - всё будет выведено в онлайн. Возможно, такой электронный подход сделает дороги безопаснее.