В 1898 году в Лондоне - дай бог памяти - произошло первое в истории человечества дорожно-транспортное происшествие, закончившееся гибелью пешехода.
Это - в истории, с чем я не согласен. Требуется уточнение: с участием механического транспортного средства. Ибо понятие "лихач" уходит в глубь веков: "водители кобыл" в условиях полного беспредела и отсутствия правил руководствовались сугубо лишним пятачком, пожалованным за скорость "любезному". Но с механическими транспортными средствами связано и расхожее нынче выражение "подшофе". Означает, как минимум, слегка подвыпившего гражданина. Находящиеся под более солидным градусом персоны удостаиваются, как правило, иного "титула".
Для эрудитов: выражение "подшофе" прямо связано с главными участниками дорожного движения - водителями, поскольку это "шофе", то бишь шофер, а по-французски "кочегар", изначально обозначало машиниста повозки, движимой при помощи парового двигателя с применением дров и угля. Это потом "возникли" ДВС внутреннего сгорания на солярке и бензине. Хотя и газогенераторные машины на дровах колесили по России до 50-х годов прошлого века.
Естественно, потребовалась структура для урегулирования взаимоотношений между участниками дорожного движения, правила, обеспечивающие безопасность этого изначально броуновского движения. Были органы ОРУД, ГАИ, сейчас - ГИБДД. В аббревиатуре последнего впервые появилось слово "безопасность". Правда, тысячи автомобилистов не без оснований расшифровали новое название правоохранительной структуры на дорогах как "гони инспектору "бабки" и двигай дальше".
Как законопослушный и дисциплинированный автомобилист с более чем 30-летним стажем, с глубоким уважением отношусь к стражам дорожной дисциплины. Многократно участвовал в советские времена в общественных рейдах на дорогах, в журналистском качестве публиковал пропагандистские материалы для снижения аварийности на дорогах, регулярно вел на местном телевидении передачи, направленные на снижение дорожных инцидентов и трагедий. И глубоко сочувствую сегодняшним стражам на дорогах. В том числе и Федору Сумароковскому, старому знакомцу и коллеге по общественной работе, его сослуживцам, занимающимся пропагандой правил дорожной дисциплины в связи с нахлынувшим не только на них - на всех автомобилистов, на всех горожан дорожным беспределом. Одна лишь цифра - более 30 тысяч жертв в год - озвучена президентом, когда объявили о федеральной программе повышения безопасности на российских дорогах.
Не опираясь на статистические данные, которые регулярно публикуют в СМИ органы ГИБДД, замечу, что сдвиги в лучшую сторону есть. Впечатление - городское милицейское начальство, по крайней мере, когда благоприятствует погода, повыгоняло из кабинетов всю публику в погонах. Очень приятно было, к примеру, видеть в районе "Моста" регулировщиков, распределявших "автомобильные" и пешеходные потоки. Многое сделано для уважения приоритета пешеходов на пересечениях городских магистралей - в обозначенных местах. Нельзя не заметить и усилий муниципальных служб, транспортников, которые во многих напряженных местах установили эффективные ограждения. И то, что водители общественного транспорта стали напоминать своим пассажирам о необходимости быть внимательными при переходе дороги.
Глубоко понимаю, что по сути своей милицейские, следовательно, и "гаишные" органы имеют сугубо карательную функцию. Хотя, в том числе и со стороны премьер-министра, и президента декларируется либеральность при размахивании административной "шашкой", приоритет предупреждения нарушений, а не наказаний. Но есть примеры и иного рода.
Маленькая зарисовка: около торгового центра "Радуга вкуса". Ясный солнечный день. За припаркованными на автостоянке авто стоит машина УВД с бортовым номером 544. Двое сотрудников в желто-зеленых жилетах сидят в ней, а двое снаружи, "бдительно" следят за пешеходами. Работает - и безотказно, как мне показалось, настоящий конвейер. Укрывшись за машинами, припарковавшимися перед торговым комплексом, они методично отлавливают, как правило, людей почтенного возраста и препровождают их к машине, где сидящие коллеги расторопно "окучивают" растерявшихся старичков на пару сотен рублей каждого. За двадцать минут через "конвейер", надо полагать, ради милицейской статистики, прошло не менее десятка "правонарушителей".
Спрашиваю лейтенанта - представляться у милицейских сейчас не принято, а гаишных блях на груди у них не было - почему не применяют предупредительных мер. Ну выйди - профилактически - как требует президент, к бровке дороги, предупреди о недопустимости перехода в этом месте. Хотя там такая тишь между сигналами светофоров, что можно хоть на пузе ползти. Зачем прятаться за машинами в ожидании очередной "жертвы"? Отвечает: нарушение налицо, и мы наказываем. И невдомек, что место выбрано провокационное: здесь от трамвайной остановки, в условиях регулярно прерывающегося незначительного потока машин, люди изначально ходят по "пифагорову" правилу, известному, что два катета длиннее, чем гипотенуза. У рядка "незаконных" торговцев картошкой, соленьями, молочными продуктами, расположившихся вдоль тротуара, припарковался, заехав на пешеходную тропу, "уазик-таблетка", и люди вынуждены выходить на проезжую часть. К тому же, на обозначенном знаком пешеходном переходе, где в летний период рисуют "зебру", стоит частное такси. Нарушение грубейшее. Делаю замечание "старлею". Он нисколько не смутился: дескать, успеется, и этих накажем - мы их знаем, стоят здесь постоянно. Кстати, через пару минут машины-нарушители отъехали без протокола.
Лет семидесяти дедуля в очках и тростью обреченно отходит от "номера 544" в с квитанцией в руках. В "Радуге вкуса" его гостеприимно" встречает "стакан" с предложением оплатить "коммуналку" и штрафы ГИБДД. Оплатил. 200 рублей плюс 20 за услуги коммерческой организации. Спрашиваю Сергея Лаврентьевича о впечатлениях по поводу случившегося. Ответу удивился: ну, нарушил, так нам сейчас пенсию добавили, должно же как-то государство ее возвращать…