В ПДД появились новые знаки, новые правила проезда перекрёстков и нанесения разметки, а в категорию транспортных средств были включены средства индивидуальной мобильности. Разумеется, не все правки окажут существенное влияние на дорожное движение – сюда входят и обновлённые номерные обозначения дорожных знаков, и дополнительные светофорные секции, и уточнения правил предыдущей редакции. Но есть в их числе и важные изменения, о которых необходимо знать автомобилистам.
Изменились правила проезда перекрёстков с круговым движением.
Ранее круг по умолчанию считался главным – водители, въезжающие на перекрёсток, должны были уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся по нему. Теперь при проезде кругового надо учитывать знаки приоритета.
Знаки приоритета устанавливаются перед въездом на перекрёсток. Поэтому, заезжая на круг, водителю придётся запоминать его конфигурацию и ехать в соответствии с ней. Даже если он уже находится на круге, автомобиль, заезжающий на круговое с главной дороги, будет иметь преимущество.
Если при въезде на круговой перекрёсток стоит знак главной либо второстепенной дороги, водитель должен руководствоваться следующими правилами:
Главная–второстепенная: автомобиль на второстепенной уступает дорогу.
Главная–главная: транспортное средство справа имеет преимущество.
Второстепенная–второстепенная: автомобиль справа имеет преимущество.
Пока ещё не все водители привыкли к изменениям, эксперты советуют проезжать неравнозначные круговые перекрёстки очень осторожно и аккуратно, и пользоваться преимуществом только убедившись, что вам уступают дорогу.
Что касается равнозначных перекрёстков, обозначенных только знаком 4.3 «Круговое движение», здесь всё останется по-старому. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрёстку.
Нововведения прокомментировали в ГИБДД Магнитогорска.
– На территории Магнитогорска круговое движение организовано таким образом, что автомобили, движущиеся по кругу, находятся на главной дороге. Все остальные участники движения, въезжающие на круговой перекрёсток, обязаны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по главной дороге – круговому движению. Для магнитогорских водителей изменения в ПДД не внесут каких-либо изменений.
Единственное исключение – круговое на пересечении проспекта Ленина и проспекта Металлургов. Автомобили на круге уступают дорогу тем, кто едет по проспекту Ленина по правилу «правой руки». Но там движение дополнительно регулируется светофорами, так что обычно проблем не возникает.
В ПДД появился раздел, посвящённый средствам индивидуальной мобильности.
В соответствии с пунктом 1.2 ПДД «Средство индивидуальной мобильности» (СИМ) – транспортное средство, имеющее одно или несколько колёс (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и иные аналогичные средства).
Важно отметить, что СИМы причислили к транспортным средствам, а значит, на них распространяются все пункты ПДД, в которых используется термин «транспортное средство». К примеру, запрещается управлять электросамокатом в состоянии алкогольного опьянения. При этом СИМ не относятся к механическим транспортным средствам, то есть водительское удостоверение и документы на электросамокат спрашивать у водителя СИМ не будут.
В соответствии с правилами, водителям СИМ запрещается перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией ТС, перевозить детей до семи лет при отсутствии специально оборудованных для них мест, поворачивать налево и разворачиваться на дорогах с двумя и более попутными полосами или с трамвайными путями. Переезжать дорогу по пешеходным переходам на СИМ также нельзя (но можно спешиться и перейти дорогу как пешеход). В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни. Касается это и СИМ. Если, конечно, конструкция предусматривает наличие фар. В тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости на средствах индивидуальной мобильности должны быть включены фары или фонари. Лицам, использующим СИМ для передвижения, рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. Вне населённых пунктов это требование становится обязательным.
Правила использования СИМ зависят от возраста водителя.
Так, детям младше семи лет, на средстве индивидуальной мобильности можно передвигаться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон и только в сопровождении взрослых. В возрасте от семи до 14 лет на СИМ можно передвигаться по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам (по велосипедной части), а также в пределах пешеходных зон. Движение по пешеходной части велопешеходных дорожек для них запрещено, как и движение по полосам для велосипедистов, обочинам и проезжей части. Подростки старше 14 лет и взрослые могут передвигаться на СИМ по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в пешеходной зоне – если масса СИМ не превышает 35 килограммов, при этом отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним. Также можно ехать по обочине – если ни тротуаров, ни велосипедных дорожек, ни полосы для велосипедистов не имеется. Если нет и обочины, можно передвигаться по проезжей части (только на дорогах, где ограничение скорости не превышает 60 километров в час и разрешено движение велосипедистов, и только при условии, что СИМ оборудовано тормозами, звуковым сигналом, световозвращателями и фарой). Таким образом, движение СИМ запрещено практически по всем дорогам вне населённых пунктов, так как там установлено ограничение скорости 90 километров в час. На автомагистрали же движение СИМ запрещено полностью. И по проезжей части, и по обочине.
Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 километров в час. Это касается и тротуаров, и обочин, и проезжей части. Также важно отметить, что при движении по проезжей части СИМ не имеет права объезжать припаркованные автомобили. То есть с 1 марта 2023 года СИМ становятся транспортом для движения по тротуарам, обочинам и велосипедным полосам. А поскольку в Магнитогорске велосипедная инфраструктура присутствует только в парковых зонах и на некоторых пешеходных участках, понятно, что владельцы СИМ, как и прежде, будут выбирать для движения тротуары. Но важно помнить: вес средства индивидуальной мобильности должен быть не более 35 килограммов. Кроме того, во всех случаях совмещённого с пешеходами движения пешеходы имеют приоритет, и скорость движения нужно рассчитывать исходя из этого.
Нарушение ПДД влечёт наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей. Штраф за управление СИМ в состоянии опьянения составит от одной тысячи до полутора тысяч рублей. За создание помех транспорту может быть наложен штраф 1000 рублей. Нарушение Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, повлечёт наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.
Появились новые знаки: 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено» и табличка 8.4.7.2 «Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности».
– Сотрудники ГИБДД осуществляют контроль за соблюдением ПДД лицами, передвигающимися на СИМ на постоянной основе. С наступлением благоприятных погодных условий будет усилен контроль в местах, выделенных для передвижения на СИМ, и возрастного ценза лиц, передвигающихся на СИМ, – уточнили в магнитогорской Госавтоинспекции.
Кроме круговых перекрёстков и СИМ в редакции ПДД от 1 марта 2023 года появились и другие изменения. Перечислим некоторые из них.
Знак «Инвалид» теперь можно использовать только при внесении автомобиля в федеральный реестр инвалидов.
Ранее для установки знака было достаточно того, чтобы у водителя или пассажира имелся документ, подтверждающий установление инвалидности.
Также официально в Правилах дорожного движения была утверждена дополнительная секция светофора с белым сигналом, предупреждающая водителя о том, что после поворота в указанную сторону на его пути окажется пешеходный переход, где движение пешеходов разрешено. Секция предназначена для дополнительного информирования, то есть она должна немного облегчить жизнь водителей и сократить число ДТП на пешеходных переходах.
А на трамвайных вагонах появилось табло «Внимание, пассажир!». Оно требует от водителя остановиться перед остановкой общественного транспорта и дождаться, пока погаснет табло и все пассажиры покинут проезжую часть. Даже если табло не горит, но на проезжей части есть пассажиры, ехать запрещено. Если пассажиров на проезжей части уже нет, а табло «Внимание, пассажир!» продолжает гореть, водитель автомобиля также ехать не может. Табло применяется только на остановках, где посадка осуществляется с проезжей части. За нарушение этого требования водителю грозит штраф 1500—2500 рублей.
Изменилось и время перестановки автомобилей. Если на разных сторонах проезжей части установлены знаки, запрещающие стоянку по чётным и нечётным числам месяца, во время перестановки автомобили могут стоять на любой стороне проезжей части. До 1 марта 2023 года время перестановки действовало с 19.00 до 21.00. С 1 марта время перестановки действует с 21.00 до 00.00. Новое время перестановки стало более логичным: теперь водители смогут переставить машину на нужную сторону дороги вечером после 21.00 и уже не опасаться штрафов. Раньше смысла в выделенном времени перестановки не было: ведь с 21.00 до 23.59 водителя, перепарковавшего машину на другую сторону, могли оштрафовать за нарушение требований дорожных знаков.
С 1 марта 2023 года синяя прерывистая разметка будет применяться для обозначения зон платной парковки. Но это не обязательно. То есть, если парковка размечена белой разметкой, то она может быть как платной, так и бесплатной. Синяя – точно платная.
При остановке перед железнодорожным переездом водитель теперь должен будет остановиться у стоп-линии и (или) знака 6.16, знака 2.5, если их нет – не ближе пяти метров от светофора или шлагбаума, а при отсутствии светофора или шлагбаума – не ближе десяти метров до ближайшего рельса. Ранее при отсутствии стоп-линии или знаков можно было останавливаться непосредственно перед светофором.
Знак 3.1 Въезд запрещён. Нововведение заключается в том, что с 1 марта 2023 года знак 3.1 может использоваться совместно с табличками, уточняющими, какому именно транспортному средству запрещён въезд под «кирпич».
Важное изменение внесено в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения. Теперь документы, в случае их оформления в электронном виде, предъявляются в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.
В электронном виде допускается предъявлять только те документы, которые изначально оформлены в электронном виде. Если документ оформлен на бумажном носителе, то его можно предъявлять только в оригинале.
Изменения в ПДД-2023 стали самыми масштабными за последние годы.
Нововведения, касающиеся знаков и разметки, потребуют обновления средств организации дорожного движения на муниципальном уровне. Запрос о планах проведения работ был отправлен в администрацию города.
Подготовлено с использованием
материалов портала «ПДД Мастер»