В начале режима самоизоляции владельцы и сотрудники образовательных учреждений для водителей жаловались на угрозу полного разорения. Ведь им пришлось закрыться. Впрочем, многие быстро сориентировались и начали вести уроки дистанционно.
Такой приём прекрасно подошёл для теории. Некоторые руководители даже задумались, не оставить ли такой формат для дальнейшего обучения. Ученикам не надо никуда ходить, экономится время. Кажется, что можно снизить расходы на зарплату и аренду помещения. Ведь инспектор, по идее, мог бы вести урок откуда угодно. Правда, в одних школах заявили, что такое обучение не совсем полноценное. А в других не смогли работать дистанционно, пояснив, что для этого нужна специальная программа, а у них её нет. К тому же, такая половинчатая работа всё равно не спасала от больших убытков. Руководители российских автошкол начали массово обращаться с просьбами разрешить им проводить обучение в полном объёме и, если можно, помочь на государственном уровне - ведь полученные теоретические знания быстро забываются, если их не подкреплять практикой. Кроме того, вызывало удивление, почему такси и общественный транспорт могут работать, а инспекторы нет. В союзе автошкол Москвы назвали положение отрасли "катастрофическим".
Впрочем, через полтора месяца сомнений и потери доходов ситуация для автошкол начала выправляться. Во второй половине мая им разрешили вести и практические уроки - вождение. Так что наметился возврат к обычной жизни. Инструктор Вячеслав Винтилов отметил, что учеников не стало меньше, но режим ограничений, конечно, отразился на процессе обучения.
- Ездим в масках, перчатках, - пояснил он. - Вдобавок обязательны периодическое проветривание и обработка салона дезинфицирующими жидкостями.
Алтын Курманова признаётся, ездить в маске не самое большое удовольствие. А учёба растянулась почти на полгода.
- Пошла учиться ещё до режима самоизоляции, - пояснила Алтын. - Наслушалась рассказов, какие суровые бывают инспекторы и опасалась. Но у меня был хороший учитель. Объяснял, какую и когда включать скорость, что нужно делать при виде того или иного знака. Вождение мне очень понравилось, а вот с теорией было трудно. Там ведь 400 вопросов, всё надо знать. Честно говоря, сначала не очень серьёзно отнеслась к занятиям, посчитала, что интуитивно догадаюсь, как правильно ответить. В результате внутренний экзамен сдавала несколько раз. Зато в РЭО потом было проще - если не считать некоторых дополнительных препятствий, которые меня поджидали. Например, мои документы не привезли. Пока узнала, где они, забирала, перенервничала, но в итоге всё получилось.
Потом начался режим самоизоляции. Так что почти два месяца Алтын не могла сдать остальные экзамены. Недавно ей позвонили и сказали, что будут принимать "площадку". Правда, пригласили не на школьную, где всё привычно, а на городскую.
- Нас опять пугали, - улыбается девушка. - На этот раз строгими сотрудниками ГИБДД, которые обращают внимание на малейший просчёт. На самом деле всё прошло гладко. Правда, казалось, что именно за мной все следят более внимательно. Теперь жду "город". Надеюсь, что экзамен назначат уже в этом месяце. Очень уж надолго затянулась итоговая аттестация. В обычное время ученики автошкол заканчивают всё за два с половиной - три месяца.
Студентка МГТУ Ольга Майборода начала учиться как раз во время режима ограничений. Решила потратить время, которого стало много, с пользой. Она уже прослушала более десяти теоретических лекций дистанционно. И 12 раз ездила на машине.
- Было очень страшно, - говорит Ольга. - Особенно, когда мы первый раз выехали на трассу и надо было объехать трактор по встречной полосе. И дороги города, где очень много машин, тоже сначала вызывали стрессовое состояние. Самое сложное - понять, что и как делать со сцеплением. Переключать передачи во время движения тоже довольно трудно. Очень боялась перекрёстков, потому что машина, на которой учусь, постоянно глохла именно там. Однажды не могла тронуться, и сигналить начала вся колонна. Это было ужасно, просто шоковое состояние. Очень нервничала и думала, почему люди такие злые. Вдобавок, позже мне бибикали водители, которые обгоняли - я ехала на скорости сорок километров в час. Неприятно, конечно. Потом выяснилось, что инструктор забыла поставить на авто букву "У".
Сейчас перекрёстки уже не вызывают у Ольги былого ужаса, хотя ещё осталось некоторое напряжение. Правда, девушка опасается, как бы не заглохнуть прямо во время экзамена. Надеется сдать всё с первого раза. Эстакаду уже освоила, параллельную парковку тоже, а вот с "гаражом" пока сложно. Впрочем, не сомневается, что и это доработает. Ездит Ольга тоже в маске и перчатках, но для фото сняла "амуницию" - хочется же быть красивой. Планирует в будущем, после окончания вуза, ездить на работу на личном авто. И готова иногда отво-
зить в сад бабушку или по каким-нибудь делам маму.
В январе планировалось ввести изменения в приём экзаменов у выпускников автошкол: увеличить количество вопросов с 20 до 40, объединить "город" и "площадку", выполняя практические задания на улицах с малоинтенсивным движением. Пока всё осталось по-прежнему. Все преобразования отложены на 2021 год. Цена за обучение в автошколе Магнитке колеблется от 24 до 30 тысяч рублей.