За связь автомобиля с дорогой отвечает протектор шины. Это внешний слой резины, в котором заложен определённый рисунок, подходящий для разных условий эксплуатации.
При износе протектора - уменьшении его глубины - автомобиль больше склонен к аквапланированию. Зимняя резина теряет часть свойств, которые обеспечиваются специальными ламелями и шипами. Также на износ влияет манера езды - агрессивные старты и активные торможения сокращают срок службы шины.
- Выбор летней и зимней резины зависит от стиля вождения, скоростного режима, - объясняет мастер шиномонтажа Сергей Урцев. - Для городских дорог подойдут шины подешевле. Но выбирать нужно аккуратно. Сейчас качество стало хуже, продают массу подделок под известные бренды.
У каждой резины есть индекс скорости: от минимального N до максимального Z, позволяющего разгоняться свыше 240 километров в час. Чем выше индекс, тем дороже цена.
- В основном проблемы начинаются, если водитель не выдерживает скоростной режим, - объясняет мастер. - На колесе могут появиться грыжи, начинает бить руль. Чтобы шины прослужили дольше, на машинах с передним приводом стоит периодически их переставлять, ставить переднюю пару назад и обратно, чтобы протектор изнашивался равномерно. Если же резина стирается по бокам, значит, не отрегулирован развал-схождение. За этим необходимо следить, менять вовремя расходники: шаровые, наконечники.
Специалисты советуют проверять развал-схождение каждый сезон. А ещё следить за давлением в шинах.
Если колесо перекачано, протектор сильнее стирается посередине, если недокачано - по краям.
Всё это сказывается на качестве езды, снижает управляемость. Вообще, в соответствии с нормами, установленными производителями, запрещено эксплуатировать резину, возраст которой превысил десять лет.
На каждой шине есть индикатор износа. Если от него до края протектора осталось два миллиметра, значит, колёса пора менять. Также менять резину пора, если она начинает трескаться, образуется грыжа, лопается корд. При этом появляется вибрация в салоне, и тут уже не важно, насколько стёрся протектор.
- Раньше срок эксплуатации резины был до десяти лет, сейчас - года три-четыре максимум, - говорит Сергей Урцев. - Качество корда снизилось, ставят дешёвую проволоку. Конечно, многое зависит и от интенсивности эксплуатации: один проезжает в год пять тысяч километров, другой 105. Обычно покупать новые шины стоит после 30 тысяч пробега, на полноприводных машинах - после 50. Чтобы резина прослужила дольше, необходимо регулярно проверять давление в колёсах, хотя бы раз в месяц, особенно после резких перепадов температуры. Хранить резину желательно в прохладном сыром месте и не стоя. Можно даже прямо в воде.
Осенью стоит подумать и о зимней резине. Выбор между шипованной и липосистемой зависит и от самого автомобиля, и от опыта вождения. Если машина большая и тяжёлая, лучше шипы, если лёгкая - водитель может решать на своё усмотрение. Нешипованную зимнюю резину стоит ставить, когда в утренние часы температура снижается до минусовой отметки. При этом при потеплении нужно выдерживать скоростной режим. Шипы, особенно новые, лучше ставить до снега, чтобы они прикатались, причём проехать на них без снега советуют около тысячи километров. Потому что на первом снегу из-за пробуксовок и шлифовки по гололёду шипы начнут вылетать. Чтобы зимняя резина прослужила дольше, стартовать нужно плавно и аккуратно, резко не тормозить и следить за скоростью.
- Дошиповку можно проводить на протекторе не менее шести миллиметров, при условии, что глубина нового протектора - восемь миллиметров, - отмечает мастер. - Если протектор стёрт сильнее, шипы продавятся, и резину останется только выбросить.
Иногда в целях экономии водители покупают резину, бывшую в эксплуатации. Это может быть оправдано, но при этом стоит обратить внимание на год выпуска. Резину старше трёх лет покупать не имеет смысла, так как даже новая и неиспользованная за это время теряет эксплуатационные свойства. Если нет возможности обновить все четыре шины, то, в крайнем случае, можно поставить новую резину на ведущие колёса.