Видеорегистратор зафиксировал момент ДТП. Увы, событие нельзя «отмотать» назад и остановить водителя, автомобиль которого сбил школьника на пешеходном переходе.
– Происшествие случилось 4 марта на нерегулируемом переходе в районе дома № 28 по улице Маяковского, – комментирует видеодокумент Нонна Гейнц, капитан полиции, старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УМВД России по Магнитогорску. – Восьмилетний школьник спешил в спортивную секцию. Ближайший к нему автомобиль пропустил ребёнка, а водитель другой машины, которая следовала по второй полосе, не увидел мальчика.
Видеозапись недавней аварии подтверждает, что тема ДТП на пешеходных переходах не теряет актуальности последние несколько лет. И хотя цифры дорожных происшествий на зебрах в Магнитогорске снижаются, но тем не менее проблема остаётся злободневной.
Для представления общей картины происшествий приведём цифры статистики. С начала года на дорогах Магнитки зафиксировано свыше 1700 случаев ДТП, из которых в 60-ти случаях пострадали люди: двое погибли, 87 получили ранения разной степени тяжести. На пешеходных переходах произошло 20 случаев наездов на пешеходов, в прошлом году за аналогичный период – 32. Погибших нет, хотя в 2020 году два человека получили смертельные ранения. Восемь ДТП произошли по вине пешеходов, в прошлом – десять, трое человек находились в нетрезвом состоянии. Обратимся к показателям происшествий, совершённых на различных типах переходов. Так, на нерегулируемых с начала года зафиксировано шесть случаев, за аналогичный период прошлого года – 11. На регулируемых – тоже шесть ДТП, на три случая меньше, чем в прошлом году. По словам Нонны Гейнц, наезды на пешеходов составляют примерно от 37 до 40 процентов от общего числа происшествий с пострадавшими. Если же обратиться к итоговым показателям, то в прошлом году на переходах зарегистрировано 68 ДТП: на регулируемых – 26, на нерегулируемых – 42 случая.
Межрегиональное общественное движение «Союз пешеходов», оперируя цифрами аварийности, считает, что регулируемые и нерегулируемые переходы – места повышенной опасности. В среднем по России именно на них был сбит каждый четвёртый попавший ДТП пешеход.
– Большинство детей, сознавая опасность нерегулируемого пешеходного перехода, стараются быстрее его миновать. Мальчик побежал и на второй полосе попал под колёса другого автомобиля, – объясняет происшествие на улице Кирова Нонна Гейнц. – Водитель остановился, спросил вскочившего ребёнка, всё ли у него нормально? Мальчик уверил, что всё хорошо. Мужчина уехал. Впоследствии у ребёнка выявили ушиб стопы, разыскали виновного, привлекли к ответственности как скрывшегося с места ДТП. При наезде на ребёнка водитель обязан включить аварийную сигнализацию, сообщить родителям, вызвать полицию и скорую помощь.
Нерегулируемые переходы народ окрестил зебрами-убийцами. Но как объяснить ДТП, которые происходят на регулируемых переходах? В прошлом году в Магнитке таких происшествий было 26, с начала этого года – шесть.
Нонна Анатольевна выводит на экран компьютера другое видео:
– Двадцать седьмого февраля резонансное ДТП произошло на пешеходном переходе по проспекту Карла Маркса со стороны торгового центра «Семейный парк». Для пешеходов горит зелёный свет. Взрослые люди ожидали, когда завершат движение автомобили, ехавшие с перекрёстка Карла Маркса–Завенягина. Девочка-подросток, не дожидаясь проезда машин, стала переходить дорогу. Первая машина успевает проехать, а во вторую девочка врезается.
Смотришь на кадры и не понимаешь, чем вызвано подобное безрассудство. Может, задумалась или, как все тинейджеры, не отрывала глаз от гаджета? Как ещё объяснить столь откровенное пренебрежение собственной безопасностью? Да, горит зелёный, но почему не перестраховаться, не посмотреть на дорогу с движущимся транспортом, переждав десяток секунд?
– Необходимо учитывать плотный поток автомобилей, – поясняет Нонна Анатольевна. – Пешеходы должны пропустить транспортные средства, завершающие проезд перекрёстка. Сколько раз повторять: прежде чем шагнуть на проезжую часть, необходимо убедиться в безопасности. Кроме того, стоит помнить, что за рулём может оказаться нетрезвый либо неопытный водитель.
Спасительный светофор
В документе «Стратегия безопасности дорожного движения в РФ на 2018–2024 годы» подчёркивается, что две трети наездов на пешеходов приходятся на нерегулируемые переходы. Доля таких ДТП ежегодно увеличивается и за десять лет возросла более чем в два раза. Приведённые факты позволяют выделить основные направления работы для обеспечения безопасности пешеходов. Комплексное, с применением инновационных методов и технологий, обустройство пешеходных переходов, учитывающих потребности оптимальной организации движения.
Федерация автовладельцев России уже много лет предлагает ликвидировать все нерегулируемые пешеходные переходы на дорогах, которые имеют больше одной полосы в каждую сторону. Все страшные аварии происходят потому, что водитель из-за движущейся впереди машины может просто не увидеть пешехода. На таких участках переходов не должно быть вообще.
– По проспекту Ленина почти нет ни одного нерегулируемого пешеходного перехода, – констатирует начальник отделения дорожной инспекции и организации движения ГИБДД УМВД России по Магнитогорску Алексей Бурдуков. – Транспортные потоки интенсивные, в каждом направлении движения по две, а после улицы Завенягина – по три полосы, поэтому город оборудовал регулируемые переходы. Нерегулируемые остались лишь в Ленинском районе и в новых кварталах по проспекту Ленина. Вообще в городе около 850 пешеходных переходов, и в последние годы число регулируемых увеличивается.
Существует множество нормативных документов, согласно которым нерегулируемый переход переводят в регулируемый. Во-первых, рассчитывают интенсивность транспортного и пешеходного потоков, число ДПТ с пострадавшими. Так, в прошлом году ликвидировали ещё один опасный для пешеходов участок – нерегулируемый переход на проспекте Ленина, 124 перевели в регулируемый.
– В прошлом году там было зафиксировано три наезда на пешеходов, – уточняет Алексей Борисович. – С установкой светофора аварий не стало. Обращались в администрацию, чтобы обустроить регулируемый пешеходный переход на улице Труда около курортной поликлиники. На переходе был светофор типа Т.7 – это дополнительное оборудование на нерегулируемых пешеходных переходах для привлечения внимания водителей. Но он не снижал количества ДПТ. Движение на этом отрезке дороги интенсивное, в каждом направлении по три полосы, к тому же трамвайное полотно не оборудовано островком безопасности. Регулируемым стал переход на проспекте Ленина, 164 между улицей Труда и переулком Сиреневым. Очаг аварийности был на нерегулируемом пешеходном переходе на Ленина, 104. Сделали переход регулируемым, с кнопкой вызова, и не стало происшествий с участием пешеходов. К слову, подобные светофоры с кнопкой вызова очень дорогие, более
20 тысяч рублей. Несколько лет назад все лампочные светофоры в городе заменили на светодиодные регуляторы движения. Сейчас им на смену приходят светофоры нового образца – панельные и плоские.
В городе есть безопасные пешеходные переходы – надземные, например, на проходных комбината и на пересечении Ленина–Завенягина. Но последний почти не используется. Со временем его демонтируют, есть проект строительства эстакады – разведения транспортных потоков: проспект Ленина «поднимут» наверх, но ограниченное финансирование тормозит реализацию масштабного проекта.
За последнее время шесть нерегулируемых переходов были переведены в регулируемые. Более того, безопасность движения повысили, оборудовав перекрёстки и дополнительные проезды искусственными неровностями трапециевидной формы. Например, левый поворот на улице Грязнова.
– Если владелец дорог, муниципалитет, решит оборудовать пешеходный переход, то задача дорожной инспекции и организации движения ГИБДД – проследить, чтобы он был безопасным, то есть соответствовал нормам, – поясняет Алексей Бурдуков.
Несмотря на знаки, обозначающие пешеходный переход, немаловажным фактором в снижении аварийности становится разметка-зебра, которая со сходом снега почти исчезла с асфальта.
– Разметка должна быть круглогодичной, наносят её ежегодно, – продолжает Алексей Бурдуков. – Дорожная инспекция не раз обращала внимание на недолговечность покрытия. По ГОСТу дорожная краска должна держаться на асфальте три месяца. В городе она наносится дважды в сезон: в мае и августе. Но через месяц лакокрасочного покрытия почти не видно. Например, происходит ДТП, приезжаем на место происшествия и констатируем, что разметка стёрлась. Горячий пластик служит дольше, однако и его долговечность зависит от интенсивности движения транспорта. Шипы на зимней резине для разметки как наждак. Сейчас пластик в городе почти не применяют по причине высокой стоимости, хотя такой опыт был. Покрытие откалывалось, и каждый год приходилось его восстанавливать, но прежде соскребать старую разметку. Наносить сверху нельзя, «нарост» на дорожном полотне чреват авариями. Осенью прошлого года на пешеходных переходах, расположенных вблизи образовательных учреждений, наносили покрытие холодным пластиком, например, на пересечении улиц Калинина и Горького. Прошло пять месяцев, разметка повреждена, но сохранилась, хотя зимой и грейдеры, и «щётки» по ней прошлись. Считаю, горячий пластик надо наносить на улицах с низкой загруженностью, тогда разметка будет держаться долго. Процесс нанесения дорожной краски небыстрый, более двух часов надо затратить, чтобы покрыть один пешеходный переход, а в городе их примерно 850.
Эксперты выявили две группы факторов, влияющих на безопасность дорожного движения: объективные и субъективные. К первым относятся состояние дорожно-транспортной инфраструктуры: качество дорожного покрытия, разметка, освещённость, протяжённость дорог, состояние улично-дорожной сети, парковочных мест, а также техническая безопасность транспортных средств. Ко вторым – уровень транспортной и профессиональной культуры водителей и пешеходов, знание ПДД всеми участниками дорожного движения и психологические качества: быстрота реакции, внимание. Если качество и безопасность магнитогорских дорог с каждым годом возрастает, то культура и водителей, и пешеходов вызывает серьёзные нарекания.