Заметка об очередной автомобильной аварии, опубликованная в "ММ" десятого октября, не оставила наших читателей равнодушными.
Речь шла о дорожно-транспортном происшествии на перекрестке улиц Октябрьской и Чапаева: в заполненную пассажирами "ГАЗель" врезалась иномарка. От удара маршрутка перевернулась, все участники происшествия травмировались, а троих медики решили госпитализировать.
На наш взгляд, эта авария - еще одно подтверждение, что "ГАЗели" опасны для городских пассажирских перевозок. Но есть и другая точка зрения.
"Не понятно: почему такая ненависть к "ГАЗелям"? - вопрошает в своем письме в редакцию К. Иванова, к сожалению, не огласившая своего имени. - Я не хочу сказать, что "ГАЗели" не нарушают правил дорожного движения. Другие машины не нарушают? Я была свидетелем, как милиционер остановил машину, а из кабины не вышел - вывалился шофер, пьяный в дым. Стою на остановке, жду своего трамвая: машины не едут - летят чуть ли не со скоростью звука. Не все, конечно, но очень многие. "ГАЗели" ехали нормально, даже медленно. Они помогают нашему транспорту, который, к сожалению, работает плохо. А вы пишете: "ГАЗели" - в стойла. Ну, уберут их, уволят шоферов. Что дальше? Сейчас все держатся за работу, особенно те, кому скоро на пенсию. Куда им идти? А ведь людям надо свои семьи кормить…"
Все верно: в нынешней экономической ситуации каждое рабочее место на вес золота. А водители маршруток и все, кто завязан в этом бизнесе, - многие сотни, если не тысячи людей. Но акцент во многих материалах, опубликованных на страницах "ММ", мы делаем на безопасности пассажирских перевозок. Никакой ненависти к "ГАЗелям" у нас нет - просто они не подходят для массовых перевозок людей.
Но давайте по порядку: нарушителей правил дорожного движения и откровенных преступников на наших дорогах уйма. И с каждым годом их все больше. Но ведь водитель пассажирского транспорта обязан быть эталоном в профессии. По крайней мере, так было раньше - водители автобусов считались элитой шоферской братии. Что имеем сейчас? Один пример, что называется, навскидку. В середине января прошлого года офицеры городской Госавтоинспекции остановили для проверки документов маршрутку № 43. В ходе проверки их очень заинтересовало водительское удостоверение - согласно ему, возраст человека за "баранкой" 53 года. Но на вид мужчина выглядел гораздо младше. Были и другие признаки подделки прав. Позже выяснилось: за рулем "ГАЗели", перевозившей людей, оказался 42-летний магнитогорец, ранее пять раз судимый за уголовные преступления. Но его это не остановило: по поддельным документам вновь сел за руль, неся ответственность за жизни своих пассажиров. Помимо этого, на категорию, дающую право работы на пассажирских маршрутах, преступник даже не учился. Водительского удостоверения лишен несколько лет назад. Дважды его доставали из-за руля пьяным, один раз оставил место ДТП. Неплохой послужной список для водителя маршрутки? И на работу этого типа нанял индивидуальный предприниматель С. Григорян, давно известный своей недобросовестностью в деле пассажирских перевозок. Кстати, на этом маршруте Григорян работал без необходимых разрешающих документов.
Не будем ворошить тревожную статистику целого букета нарушений правил и норм, которые ежедневно и многократно допускают практически все "газелисты". Но вспомним только одну трагедию: 4 декабря 2006 года на автомагистрали Чебаркуль-Магнитогорск в 25 километрах от Магнитогорска по вине водителя "ГАЗели" произошла автокатастрофа: погибло семь человек. До этого виновника аварии уже штрафовали полтора десятка раз и на год лишали водительских прав.
Сам лет пять назад был свидетелем такой картины: на круговом на площади Победы меня лихо обгоняет маршрутка и пытается проскочить перед трамваем. Почти успевает. "Почти", потому как трамвай, водитель которого явно не ожидала такой наглости от "коллеги", цепным устройством цепляет заднюю дверь "ГАЗели". Обе задние дверцы от удара распахиваются - пассажиры в шоке, а "газелист" прибавляет газку и уносится в сторону курантов. Обошлось без жертв, но я на месте пассажиров, ей-богу, подправил бы здоровье такому "извозчику"…
Поэтому разговоры о том, что "все держатся за работу", в отношении подобных "водил", мягко говоря, неуместны. Много найдется желающих доверить свое здоровье и жизнь преступнику?
И все-таки в заметке "ГАЗели" - в стойла" речь шла немного о другом: технически "ГАЗели" не могут обеспечить безопасность пассажирам на городских маршрутах. Именно поэтому их убрали с междугородних перевозок. Седьмого августа на совещании по проблемам безопасности дорожного движения президент России Дмитрий Медведев констатировал: неудовлетворительно обстоят дела с общественным транспортом. Чуть больше половины автобусов в стране соответствуют современным требованиям безопасности, возраст большинства трамваев свыше 15 лет, новые "ГАЗели", выпускаемые Группой "ГАЗ", опасны для пассажирских перевозок.
После таких заявлений в нормальной стране ни одной "ГАЗели" бы на пассажирских маршрутах уже не было. Но у нас всегда все сложно и проблемно. Больших, комфортабельных и безопасных автобусов городу не хватает. А старенькие "ЛиАЗы", многие из которых еще могли бы возить горожан, давно сдали в металлолом. Денег на новые автобусы нет и в ближайшее время не будет. Группа "ГАЗ" не собирается в обозримой перспективе выпускать качественные компактные автобусы по приемлемым ценам.
Выход видится один: власти обязаны заставить перевозчиков укомплектовать свой автопарк безопасным транспортом. Да, это расходы, но поэтапно заменить "ГАЗели" теми же корейскими небольшими автобусами предпринимателям под силу. Деньги на нас с вами они зарабатывают неплохие. А вот жизни, унесенные на дорогах, бесценны.