По поручению президента России Дмитрия Медведева до конца мая будет дан окончательный ответ на вопрос: быть или нет в нашей стране дорожным фондам? Тема эта обсуждается давно, и один из главных вопросов - за счет чего и кого наполнять дорожные фонды в случае их возрождения?
Немного истории. Впервые дорожные фонды в России были созданы еще в 1914 году, но просуществовали лишь до Октябрьской революции. Их возрождение началось в конце прошлого века: тогда были созданы федеральный и региональные дорожные фонды, аккумулирующие средства для содержания, ремонта, реконструкции и строительства новых автомобильных дорог. Именно в те годы по инициативе руководства ММК был создан Южуралавтобан, ставший одним из самых мощных дорожно-строительных предприятий. Это позволило наконец-то построить современную качественную кольцевую дорогу вокруг Магнитогорска, заново проложить автобаны до Челябинска, Белорецка и по другим важным направлениям. Однако девять лет назад правительство страны ликвидировало федеральный дорожный фонд, перейдя на систему прямого финансирования. А в 2003 году был отменен налог на пользователей дорог - это стало концом региональных фондов.
Причиной такого решения стали частые факты нецелевого использования средств дорожных фондов. Предполагалось, что теперь строительство, ремонт и содержание дорог будут финансироваться напрямую из федеральной и региональной казны. На деле получилось, что денег катастрофически не хватает не то что на строительство новых, а даже на ремонт и содержание старых дорог.
К примеру, в 2000 году государство тратило на дороги 2,9 процента от ВВП, а в 2005 году - чуть больше одного процента. Последний экономический кризис привел к тому, что в Магнитогорске еле как наскребли денег на ремонт самых "убитых" участков проспекта Карла Маркса и улиц Советской и многострадальной Бориса Ручьева, между улицей Ворошилова и проспектом Ленина. Это не значит, что все остальные дороги у нас отличные - но денег, кроме как на спешное ямочное латание дыр, в городском бюджете нет.
Источниками поступления средств в дорожные фонды были налоги на реализацию горюче-смазочных материалов, на пользователей автомобильных дорог, на владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств, а также средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафов и так далее. Но иногда доходило до абсурда: налог на пользователей автомобильных дорог были обязаны заплатить все юридические лица - даже морские пароходства. Эта нелогичность была еще одним аргументом в пользу расформирования дорожных фондов.
Сейчас обсуждаются разные источники финансирования дорожных фондов. В большинстве стран мира главный источник пополнения дорожных фондов включен в цену моторного топлива. Просто и справедливо: больше ездишь - больше плати. О введении подобной схемы в России говорят давно, хотя акцизы на бензин у нас уже есть, но намного ниже, чем за рубежом. Если государство поднимет планку, то резко возрастет и цена бензина на заправках. А готовы ли мы к тому, что очень высокие цены на топливо на наших заправках подорожают еще рублей на пять-десять? Ведь автовладельцы уже платят акцизы на бензин, транспортный налог, за регистрацию автомобиля, за снятие с учета, за техосмотр. Помимо того мы оплачиваем ОСАГО. И в масштабах страны это о-о-очень немалые деньги. Вопрос в том, что с этих налогов, платежей и выплат непосредственно на дороги остается меньше 10 процентов. Потому и ездим по колдобинам и месим грязь по проселкам.
Минтранс предлагает такой вариант: источниками доходов федерального дорожного фонда станут пошлины на импортные автомобили и шины, налог на добавленную стоимость от продажи импортных авто, плата грузовиков тяжелее 12 тонн за проезд по дорогам общего пользования, отчисления придорожных магазинов, кафе и заправок, плата за установку рекламных конструкций и размещение коммуникаций возле дорог.
Региональные фонды наполнят за счет транспортного налога, акцизов на топливо, НДС от продажи топлива, шин и произведенных в России автомобилей, а также процентами от налога на прибыль. Муниципальные фонды профинансируют за счет половины земельного налога, платы за аренду земли и частью платы граждан за ЖКХ.
Однако то же самое ЖКХ и ныне в ветхом состоянии, а что получится, если его лишить части финансирования? Сомнительны и другие позиции концепции, предложенной Минтрансом. По большому счету, это лишь попытка перекроить другие статьи бюджетов.
Но все критики признают: возрождать дорожные фонды необходимо, поскольку в нынешнем году строительство новых дорог в России вообще не планируется - нет средств. А ведь наше отставание по уровню протяженности дорожной сети на один квадратный километр от развитых стран итак запредельное.
Помимо недофинансирования есть и другая сторона проблемы: неэффективное хозяйствование в области дорожного строительства, эксплуатации и ремонта. Вспомним тот же пресловутый ямочный ремонт: занимаются им не по технологии, а, по большому счету, тяп-ляп. Потому дольше сезона такие заплатки не держатся: возле редакции "ММ" поздней осенью прошлого года дорожники латали дыры - асфальт сошел вместе со снегом. А ведь это немалые деньги в рамках всего города.
Многие аналитики сходятся в одном: дорожные фонды, скорее всего, будут воссозданы. Но если не будут найдены новые сторонние источники их наполнения, основная финансовая нагрузка падет на рядовых автовладельцев
Нонсенс
Водители латают дыры.
Автомобилисты из Владивостока сделали в столице Приморья показательный ремонт главной улицы города.
Акция прошла 4 апреля, сообщает агентство PrimaMedia. Приняв меры безопасности, автолюбители заасфальтировали яму на углу Светланской и Луговой улиц. Для ремонта применили специальный асфальт, который можно укладывать при любой температуре и в любую погоду. Такой материал дороже обычного, но намного дольше сохраняет свои свойства.
Кроме того, рядом с этой ямой автолюбители отремонтировали еще одну, но по обычной технологии - в нее уложили щебенку и покрыли слоем асфальта. Вместе со щебенкой в эту яму положили деньги, что по замыслу организаторов акции символизирует действия мэрии Владивостока, которая "выбрасывает деньги налогоплательщиков на ветер, проводя некачественный ремонт дорог".
Средства на ремонт дороги были собраны от добровольных жертвователей. Некоторые водители сдавали деньги непосредственно в ходе акции из окон своих автомобилей. Сотрудники ГИБДД ремонту не мешали.