Курсанты должны были разбираться в техническом устройстве машины и уметь её ремонтировать. Сейчас обучение поставлено на поток, в автошколах водителей готовят за два-три месяца. Научился крутить руль и правильно нажимать на педали газа, тормоза и сцепления, чтобы благополучно доехать из точки А в точку В? Молодец, держи права!
С другой стороны, и машины нынче не те, что раньше. Напичканы электроникой "от и до". А официальные дилеры грозят потерей гарантии, если водитель решит что-то исправить своими силами. Вот и получается, что на дорогах теперь всё больше автомобилистов, которые в лучшем случае знают, где под капотом находится бачок стеклоомывателя. И если число "автоледи" и "автомэнов" сейчас почти сравнялось, то женщин, разбирающихся в работе двигателя, по-прежнему значительно меньше, чем мужчин.
Года два назад по Интернету гуляло "вирусное" видео: девушка приходит из автосервиса и обиженно говорит своему супругу: "Они надо мной полчаса хохотали!" - "А что ты им сказала?" - "Как ты говорил: нужно поменять прокладку между сиденьем и рулём". Увы, согласно статистике, женщины действительно хуже следят за машинами. Чаще всего они обращаются в сервис для технического осмотра, если перегорели фары или "что-то стучит в двигателе". По оценке экспертов, водители-мужчины более ответственны в эксплуатации личного автотранспорта, чаще посещают автосервисы и проводят диагностику.
- Любая девушка обязательно должна раз в месяц заезжать в автосервис, - говорит мастер Евгений Белихов. - Конечно, если машина новая, можно и пореже. Вот только нужно выбирать мастера, которому доверяешь. Немало сервисов "греют" людей. Ну, а женщин "развести" гораздо проще, пользуясь их незнанием, и найти "проблему", которую с готовностью возьмутся исправлять.
По словам Евгения Белихова, мужчины более требовательны к своей машине, а женщины "просто не знают, что требовать".
Встречаются, конечно, дамы, которые и двигатель переберут, и проводку заменят. Но таких немного. Впрочем, сейчас хватает и мужчин, не знающих, как залить масло в двигатель
- И мужики порой тоже ничего не понимают в машинах, в лучшем случае - умеют рулём крутить, и то не очень хорошо, - рассказывает мастер. - Один такой "умелец" умудрился, выезжая из сервиса после ремонта, задеть и поцарапать дорогую машину. Но в целом мужчины, как правило, всё-таки лучше разбираются в авто. Девушка приезжает в сервис, когда появился какой-то непонятный шум. Мужчина, если что-то застучало и заскрипело, по крайней мере, примерно понимает, что стучит, где и насколько срочно требуется ремонт. Вообще, раньше в книжке по эксплуатации автомобиля было написано: при каждом выезде проверяем давление в шинах, уровень масла и антифриза и только потом садимся за руль. Но тогда машина была роскошью, а сейчас это просто средство передвижения. Женщины в основном к автомобилю так и относятся, поэтому реже за ним следят. Или рассчитывают на мужей.
Хотя и среди женщин растёт число водителей, следящих за своей "ласточкой". Причём очень придирчиво.
- Красили машину в перламутровый цвет, было непросто попасть в оттенок для перехода, - вспоминает Евгений случай из практики. - Когда хозяйка приехала забирать машину, заявила: количество световозвращающих частиц на покрашенной детали больше, чем на соседней. Пришлось объяснять, что мы не "роддом", а "реанимация".
Бывают и курьёзные случаи. С "защитой днища", как в известной байке про автоледи, перепутавшей с деталью от машины крышку канализационного люка, правда, к Евгению не приезжали, зато одна женщина удивила способом долива масла в двигатель.
- Стали менять масло, а у неё какая-то воронка с трубочкой лежит в моторном отсеке. Ну, я и выбросил их. Дама начала возмущаться: зачем выбросили, как я масло буду доливать. Показала, как она это делает: достала масляный щуп, вставила трубочку, к трубочке - воронку. И через воронку заливает масло. Объяснили ей, как заливать масло через маслозаливную горловину. Обрадовалась - говорит, раньше столько мучилась.
Если одни автоледи везут свою "ласточку" на осмотр при любом подозрении на неисправность, то другие продолжают ездить на авто "до победного". Иногда это заканчивается тем, что машину приходится пригонять в сервис на эвакуаторе. Поэтому мастер советует: если при эксплуатации появились странные шумы - всегда лучше ехать и проверить, чем не обращать внимания и довести авто до серьёзной поломки. А чтобы в сервисе не "развели", есть простой и действенный способ. После осмотра заехать в другую мастерскую и перепроверить результаты диагностики.
Ещё один совет дамам, приезжающим в сервис: не заявлять с порога, что они в технике абсолютно ничего не понимают и полностью полагаются на автомеханика. Чем больше в мастерской будут уверены в вашей некомпетентности, тем выше, скорее всего, окажется стоимость ремонта. Ещё один проверенный способ избежать "развода": если техническая часть автомобиля для вас "тёмный лес" - найдите друга или знакомого, разбирающегося в автомобилях, чтобы он составил вам компанию при поездке к ремонтникам. Но лучше всего будет сломать стереотипы о женщинах и автомобилях и постараться разобраться в устройстве авто - хотя бы на уровне теории. Начать можно с замечательной книжки, которая должна быть в каждой машине, но открывают её, увы, далеко не все женщины - "Руководство по эксплуатации автомобиля".