Тема реформирования системы ОСАГО остаётся одной из самых обсуждаемых среди автовладельцев. Недавно в Совете Федерации России состоялись парламентские слушания "Актуальные вопросы совершенствования регулирования в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Эти вопросы ранее уже обсуждали депутаты Государственной Думы: абсолютное большинство поддержало идею либерализации ОСАГО. При этом инициативы регуляторов рынка - Министерства финансов и Центрального Банка - в части установления системы справедливого тарифа полностью совпадают, сообщает пресс-служба информационного проекта "ОСАГО: общественная экспертиза".
Члены верхней палаты парламента единогласно высказались за установление справедливой и индивидуальной цены ОСАГО. Можно говорить о том, что дискуссия из плоскости "А нужна ли либерализация ОСАГО?" перешла в плоскость "А какие именно изменения для этого нужны?". Одним из ключевых показателей в определении индивидуального тарифа участники слушаний в Совете Федерации назвали статистику аварийности водителя по его вине. Таким образом, наказание рублём станет не только справедливым по отношению к цене страхового полиса, но и послужит своего рода профилактической мерой по снижению аварийности на дорогах.
Как отметил заместитель председателя Совета Федерации Евгений Бушмин, при проведении реформ по изменению системы тарифообразования ОСАГО необходимо, прежде всего, защитить аккуратных, добропорядочных водителей. Во-первых, для них цены на полис не должны увеличиться. Во-вторых, необходимо законодательно защитить водителей от тех безответственных участников дорожного движения, которые ездят без полиса и провоцируют ДТП. Сейчас при столкновении с таким водителем на дороге получить возмещение ущерба крайне затруднительно, так как ответственность не лежит ни на страховой, ни на ГИБДД.
Вероятность резкого роста цен на ОСАГО, который может наступить с расширением тарифного коридора, опроверг президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
- С того момента как Росгосстрах сократил свою долю на рынке с 40 до девяти процентов, мы наблюдаем, как цена полиса ОСАГО опустилась на десять процентов, - отметил он. - Этому способствует реальная конкуренция между компаниями.
Логично предположить, что законы конкурентного рынка после реформы, когда у страховых появится больше простора для манёвра, будут действовать ещё эффективнее.
На парламентских слушаниях активно обсуждалась необходимость пересмотра системы расчёта коэффициента "бонус-малус". Это одна из главных инициатив Центробанка, который предлагает провести реформу по расчёту этого коэффициента в ближайшее время. По мнению регулятора, КБМ необходимо закрепить за водителем, а не за автомобилем. Данную инициативу полностью поддерживает и страховое сообщество.
Реформу регулятора по увеличению сегментов возраст-стаж (КВС) также признали своевременной.
По предварительным расчётам РСА, увеличение количества значений КВС снизит стоимость полиса ОСАГО для 80 процентов водителей. Либерализация ОСАГО, направленная на установление справедливого тарифа, позволит исключить ситуацию, когда одни сегменты дотируют другие. Рассматриваются варианты отказа от некоторых коэффициентов. Так, по мнению части участников отрасли, на тариф не должен влиять коэффициент мощности, так как не установлено никакой связи между мощностью и риском попадания в ДТП.
- Необходимо переходить от страхования автомобиля к страхованию водителя. В этом случае мощность автомобиля не играет никакой роли, - говорит заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров.
Что касается инициатив по отмене территориального коэффициента, то мнения участников слушаний по данному вопросу разделились. Например, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает эту меру преждевременной, потому что территориальный коэффициент - это не только состояние дорог и количество пробок, но и уровень жизни людей: уровень доходов и цен в разных регионах разный.
- 85 процентов автовладельцев - добропорядочные аккуратные водители, оставшиеся 15 процентов - лихачи-нарушители, которые, по статистике страховых компаний, являются участниками почти половины ДТП, - отмечает координатор движения "Общество синих ведёрок" Пётр Шкуматов. - При этом систему необходимо продумать таким образом, чтобы, какой бы высокий тариф не устанавливался для категории нарушителей, это не приводило к тому, что они станут ездить без ОСАГО вообще. В формулу расчёта ОСАГО также должны быть включены штрафы за нарушения правил дорожного движения. В этом помогут данные и статистика ГИБДД.
Все предложения, озвученные на слушаниях в Совете Федерации и Государственной Думе, будут внимательно изучены. Далее обобщённая резолюция будет передана в федеральные органы законодательной власти.