Насколько сложно пройти техосмотр по новым правилам, рассказали начальник управления инженерного обеспечения, транспорта и связи администрации города Кирилл Шумов и директор ООО «Подъёмник» Борис Зюзев.
Поправки в федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств» были приняты в июне 2019 года. Почти двухлетний временной «запас» был дан для того, чтобы водители успели подготовиться к новым правилам. Собственно, регламент проверки практически не изменился – ужесточили контроль над проведением процедуры. А значит, получить диагностическую карту, не заезжая на станцию техосмотра, у водителей не получится.
С 1 марта диагностическая карта стала электронной, а базу единой автоматизированной информационной системы технического осмотра – ЕАИСТО – передали в ведение МВД. При проведении техосмотра оператор должен сделать две фотографии автомобиля – до осмотра и после, при этом координаты места фиксируются автоматически. Если фото сомнительное – карту аннулируют удалённо, а пункт ТО будет оштрафован на сумму до 300 тысяч рублей. Водителя никто не проинформирует об аннулировании диагностической карты. А уже с
1 марта 2022 года начнёт работать автоматическая фиксация. Если машина, не прошедшая техосмотр, попадётся на камеру, владельцу «прилетит» штраф на 2000 рублей. Штраф будет выписываться раз в сутки. Кроме того, прекращение действия диагностической карты автоматически прекратит и действие полиса ОСАГО. В случае, если автомобиль попадёт в ДТП, страховая компания взыщет с водителя штраф в порядке регресса.
За попытку купить техосмотр оштрафуют не только пункт ТО, но и покупателя – физлицу грозит штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
Так что, несмотря на все ужесточения, проходить техосмотр придётся каждому водителю. Бояться процедуры не стоит, главное – техническая исправность машины и отсутствие несогласованных изменений в конструкции. Чтобы убедиться в этом, журналистов пригласили на пункт технического осмотра.
– Дальний свет включайте, ближний, сигнал звуковой, стеклоочистители, стеклоомыватели, указатели поворота, – проверяет оператор ТО старенькую «девятку».
Водитель Сергей Белик, приехав на осмотр, неожиданно оказывается под прицелами камер.
– Про продление диагностических карт я не в курсе, срок вышел, чтобы оформить ОСАГО, делаю техосмотр как обычно. Машина хоть и 1999 года, пробег всего 140 тысяч километров.
На вопрос о том, как относится к техосморту, отвечает:
– Конечно, нужно его проходить, только непонятно наступление на багажники, на фаркопы – это, по моему мнению, абсолютно ни к чему.
После проверки оператор озвучивает только одно замечание – нужно заменить пыльник. Но на техосмотр это не влияет, так что ТО пройдён успешно.
– Данный вид осмотра транспортного средства очень важен, в первую очередь – для проверки технического состояния, которое непосредственно влияет на безопасность водителя и пассажиров, – подчёркивает Кирилл Шумов. – Хочется напомнить, что данный вид осмотра нужно проходить своевременно и ежегодно, потому что движение ТС по территории города при отсутствии диагностической карты невозможно.
– Техосмотр наболевшая проблема в России, – добавляет руководитель пункта ТО Борис Зюзев. – Результаты показывают, что ежегодно на территории РФ гибнет порядка 450 тысяч человек – это целый город! И в 80 процентах причина аварий – техническая неисправность ТС. Поэтому наконец-то прохождение технического осмотра ужесточили. Когда водитель приезжает на пункт осмотра, машину обязательно фотографируют. Фотоаппарат привязан к системе ЕАИСТО, снимок показывает координаты непосредственно пункта ТО. Процесс отображается в реальном времени, инспектор ГИБДД, сидя у себя в кабинете, видит, как проходит технический осмотр. Если допущена какая-то ошибка, карта блокируется и машина не проходит ТО. Пассажирский и грузовой транспорт осматривают непосредственно в присутствии инспектора ГИБДД, он ставит свою электронную подпись на данной карте. На сегодня запрещены так называемые «кенгурятники», фаркопы, багажники сверху. Но в ГИБДД рассматривают эти вопросы, всё можно узаконить. Добавлю, если водитель будет ехать без карты техосмотра, его ожидает штраф от двух до пяти тысяч рублей. Сейчас идёт послабление, можно ездить и по старым картам, но хотел бы предостеречь водителей, которые не прошли вовремя ТО, если произойдёт авария, им придётся оплачивать и свой ремонт, и ремонт пострадавшей стороны. По закону, если водитель совершил ДТП, суд не будет рассматривать продление, он будет смотреть техническую исправность автомобиля и наличие диагностической карты. Так что советую всем пройти ТО вовремя. Что касается пунктов техосмотра, если неправильно проводим техосмотр и выдаём карту на технически неисправную машину, штраф составит до 200 тысяч рублей, возможно лишение лицензии.
Если автомобиль не проходит технический осмотр, у водителя есть 21 день, чтобы привести машину в должное состояние. Потом придётся снова приехать на пункт ТО, но дополнительно оплачивать осмотр не придётся. К слову, сейчас стоимость получения диагностической карты для легкового автомобиля – 545 рублей. Правда, сумма эта не менялась уже на протяжении десяти лет и, по мнению операторов техосмотра, должна быть пересмотрена в сторону повышения. В любом случае, решение может быть принято только на уровне области. По статистике, с первого раза не проходят осмотр восемь–десять процентов автомобилей. Как отметили специалисты, всё зависит от того, насколько водитель ответственно подходит к техническому состоянию машины.
Добавим, если всё-таки пройти техосмотр не удалось и действие предыдущей карты закончилось, ехать можно только на эвакуаторе. Обжаловать решение оператора не выйдет – такой процедуры в законе не предусмотрено.