Горожане торопились от "Магнита" к "Пятёрочке", которая разместилась через две автодороги и трамвайную линию. Спешили в детские сады и школы. Перекрёсток улицы имени газеты "Правда" и Советской оказался весьма оживлённым.
- Выше ещё педагогическое училище и школа № 61, - пояснили автоинспектора и остановили очередных опаздывающих, маму с ребёнком. Они бежали через дорогу практически по центру между двумя переходами.
- Так ближе, - пояснила женщина. От фразы о возможном ДТП отмахнулась, мол, смотрим же, идём, когда машин нет.
- Люди часто переходят дорогу там, где им удобно, - вздохнул инспектор отдельного батальона ДПС Дмитрий Рузманов. - И удивляются, почему их остановили. Зачем, говорят, идти до пешеходного перехода, когда здесь ближе. Вот уже несколько человек так попытались сделать. Даже машина ГИБДД их не смущает. А потом удивляемся количеству дорожных происшествий.
Не лучше вели себя и многие водители. И больше всего на Советской почему-то нарушали женщины. "Тороплюсь на работу", "Ой, не заметила", "Ему же проще остановиться, чем мне затормозить", "Задумался" - вот небольшой перечень причин нарушения проезда нерегулируемых перекрёстков.
- Почему не дали преимущество пешеходу? - очередной раз спросил инспектор.
- Первый раз со мной такое, - ответил водитель. - Всегда пропускаю.
Предупреждением в этом случае ограничиться нельзя. Так что всем нарушителям пришлось перейти в автомобиль ГИБДД, подписать протокол. Штраф за пешехода - от полутора до двух с половиной тысяч. Пешеходам нарушения обходятся дешевле - в пределах пятисот рублей.
- Самые опасные перекрёстки - многополосные, с нерегулируемыми пешеходными переходами, - пояснил Дмитрий Рузманов. - Если слева идёт пешеход, то с крайней правой его можно не заметить. Но ведь водители должны снизить скорость и убедиться в безопасности движения. Если другие транспортные средства остановились - это явный показатель того, что кто-то движется по пешеходному переходу, и надо остановиться, пропустить.
В это время старший инспектор ДПС Дмитрий Данилов принёс откуда-то покорёженный регистрационный знак и положил в багажник. Оказалось, это находка водителя "Газели". Попросил найти владельца.
Вместе с инспекторами работал дружинник Денис Ковалев, сотрудник автотранспортного управления ММК, водитель и пешеход, который считает важным не только государственный, но и общественный контроль. Сам соблюдает правила и призывает к этому других.
Всего в ходе рейда было выявлено 49 нарушений ПДД пешеходами и 36 - водителями.
Добавлю, в этом году на зебрах погибло два человека. В конце января водитель 1998 года на "ВАЗ-2108" двигался по шоссе Западное. Свернул на улицу Привольную и напротив второго дома совершил наезд на пешехода. Это случилось на нерегулируемом переходе. В результате ДТП 53-летня женщина скончалась в машине скорой помощи.
В феврале водитель 1990 года рождения на "Ладе-Калине" ехал по Советской. В районе дома 88 сбил горожанку, которая шла на красный свет. От полученных травм 80-летняя женщина скончалась в больнице.
- Наезд на пешехода продолжает оставаться одним из самых распространённых видов ДТП в городе и составляет более 57 процентов от общего числа происшествий с пострадавшими, - рассказала старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УМВД России по Магнитогорску Нонна Гейнц. - В этом году зарегистрировано 1240 дорожно-транспортных происшествий, в которых 48 человек получили ранения. Восемь из них - несовершеннолетние. Два пешехода и один водитель погибли. Отмечу, ДТП с участием пешеходов характеризуются высокой степенью тяжести травм. Это вызывает особую тревогу.
За два месяца в Челябинской области совершено 164 дорожно-транспортных происшествия с участием пешеходов. В них погибло семь человек и 165 ранено. На 18 процентов возросло количество ДТП, связанных с наездами на пешеходных переходах. В них 37 человек получили ранения различной степени тяжести.
Для снижения уровня аварийности 19 марта и была проведена акция "Внимание - пешеход!". Инспектора дежурили на тех перекрёстках, где движение наиболее интенсивно. Результаты не очень утешительны. Ведь горожане нарушали правила дорожного движения, даже видя машину ГИБДД. Что происходит, когда нет никакого сдерживающего фактора, все мы хорошо знаем.
Госавтоинспекция напоминает: водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других машин, движущихся в том же направлении, обязаны сделать то же самое.
Пешеходам тоже следует помнить правила дорожного движения. Ведь на нерегулируемых переходах ответственность за безопасность возлагается и на них. Граждане могут выходить на проезжую часть дороги, в том числе трамвайные пути, только после того, как убедятся, что переход безопасен.