На днях вступили в силу поправки в регламент по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД. Самыми актуальными для рядовых граждан оказались две, касающиеся предоставления транспорта сотруднику полиции и основания для проверки документов водителя.
В прежней версии этого регламента, утверждённого приказом МВД, при необходимости воспользоваться чужой машиной сотрудник ДПС должен был разъяснить водителю ответственность за отказ, предусмотренную в Кодексе об административных правонарушениях. Однако такая формулировка не удовлетворила Генеральную прокуратуру. Дело в том, что часть 1 статьи 19.3 предусматривает наказание за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции. За это водителю грозит штраф от 500 до 1000 рублей или арест до 15 суток. Но в КоАП уже есть новелла, предусматривающая наказание за непредоставление транспортного средства сотруднику полиции. Это часть 1 статьи 12.25, которая предусматривает наказание только в виде штрафа 500 рублей. Поэтому Генпрокуратура сочла ссылку на более суровую статью вольным трактованием кодекса.
Стоит отметить, что часть 1 статьи 19.3 стала довольно часто применяться в последнее время в отношениях "сотрудник ДПС - водитель". За тонировку также положен только штраф. Однако если в течение суток после того, как инспектор выписал постановление, тонировка осталась на месте, водителя привлекают за невыполнение законного требования полиции. Известны случаи, когда люди попадали за это под арест. Сейчас сотрудник ДПС должен будет разъяснить последствия отказа в предоставлении автомобиля, ссылаясь на законодательство. Конкретная статья не указывается.
Из возможностей для проверки исключена формулировка, согласно которой инспектор мог остановить водителя по подозрению в совершении административного нарушения. То есть инспектору могло "показаться", что водитель нарушил ПДД, и это являлось основанием остановить автомобиль для проверки. Осталось только подозрение в совершении преступления или о том, что документы находятся в розыске.
Напомним: приказ № 664, в который и вносятся эти поправки, был принят взамен устаревшего приказа № 185, устанавливающего все тонкости общения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения, который вступил в силу в октябре прошлого года и изначально требовал корректировок. И поправки появились в нём не просто так, а по требованию Генпрокуратуры, которая сочла некоторые положения этого документа не соответствующими действующему законодательству.
В своё время точно такая же история была и со 185 приказом: в первоначальной редакции он давал возможность сотрудникам Госавтоинспекции отстранять от руля находящихся в нетрезвом состоянии прокуроров и судей, оформляя административные протоколы. Но прокуратура потребовала убрать этот пункт. В новом приказе в отношении прокуроров действовали старые нормы. То есть составлять протоколы в их отношении нельзя, отстранять от управления тоже нельзя. Возможно лишь написать рапорт руководству ГИБДД, который, по идее, должен попасть в прокуратуру. В отношении судей сотрудник ДПС тоже может составить рапорт своему руководству.