Бесконечные поправки и корректировки создали полную неразбериху на рынке автострахования. Правительство, Центральный банк России, Российский союз автостраховщиков с завидной регулярностью предлагают различные нововведения - каждый лоббируя свои интересы. И до сих пор ясности и понимания того, когда же наконец появится окончательная версия, которая будет действовать не полгода-год, а продолжительное время, увы, нет.
На этом фоне в стране процветает повальная продажа дешёвых фальшивых полисов ОСАГО. И хотя наказание за их использование довольно суровое, многие водители предпочитают купить такой "полис", нежели переплачивать втридорога. Кстати, система автоматического распознавания страхования автомобилей с помощью средств видеофиксации, которая должна была заработать в прошлом году в столице, не заработала. И это в центре страны, с её колоссальными финансовыми и организационными возможностями. Поэтому о внедрении такой системы в регионах пока даже и речи не идёт. Как поясняют высокие чиновники - пока не "склеились" базы данных различных ведомств. Когда это произойдёт - неизвестно. И какова будет вероятность ошибки в случае конфликта данных разных баз, слитых в одно целое, можно только гадать.
Законопроект о реформе техосмотра, принятый Государственной Думой в первом чтении в конце прошлого года, вновь отправился на доработку и бесконечные согласования, необходимые ко второму чтению.
Напомним: реформа системы техосмотра, инициированная Министерством экономического развития РФ, предусматривает внесение поправок в закон "О техническом осмотре", в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Депутаты Государственной Думы в первом чтении одобрили поправки, среди которых штраф две тысячи рублей за езду на автомобиле без прохождения технического осмотра, введение фото-видео фиксации прохождения самой процедуры техосмотра, перевод диагностических карт в электронный вид и создание единой базы, ужесточение ответственности операторов техосмотра. Предполагалось, что всё это в комплексе искоренит порочную практику простой покупки диагностических карт и вместе с ними - полисов ОСАГО. Что получилось на деле - знает каждый водитель: техосмотр свободно продаётся даже без осмотра автомобиля, а купить страховой полис - нет проблем.
Поправки, подготовленные ко второму чтению в Государственной Думе, коснулись административных штрафов. Так, если в законопроекте об изменении КоАП, рассмотренном в первом чтении, за оформление диагностической карты для машины, которая на ТО не приезжала, предлагался штраф пять-десять тысяч рублей для должностного лица-руководителя оператора станции техосмотра, то теперь его предлагают поднять до 30-50 тысяч рублей. Под наказание попадают не только руководители, но и непосредственно технические эксперты. А штраф за незаконную аккредитацию операторов планируют увеличить со 100 до 300 тысяч рублей. Закон "О рекламе" планируют видоизменить, чтобы неаккредитованным операторам техосмотра запретить рекламировать свои услуги.
На бумаге всё это гладко. Но подводных камней - масса. Необходимо изменить закон "О техническом осмотре". Дело в том, что аккредитацией пунктов техосмотра сейчас занимаются страховые компании. Эксперты предлагают возложить эти функции на государство, например, на Росаккредитацию. Справедливо было бы внести тарифный коридор на стоимость диагностической карты, по аналогии с тарифами ОСАГО. Сейчас субъекты федерации устанавливают тарифы самостоятельно, и в ряде регионов они не менялись с 2012 года.
В законопроекте, принятом Государственной Думой в первом чтении, указано: владельцы такси должны проходить первое ТО только через полтора года с момента продажи нового автомобиля. Этот срок эксперты предлагают сократить до полугода. А операторам достаточно направлять в базу данных МВД только фото приезжающих на техосмотр машин. Видеозапись разумно хранить на собственном сервере, выдавая ролики по запросу контролирующим органам и полиции. Комментируя эти замечания, заместитель главы Минэкономразвития Савва Шипов допустил, что введение видеофиксации будет перенесено на более поздний срок, хотя ранее операторы ТО заверяли, что технически готовы вести фото-, видеонаблюдение. Но, по словам чиновников, теперь у них могут появиться другие аргументы, которые предстоит учесть.
Безусловно, контролирующие органы должны иметь оперативный доступ к видеозаписям процедуры техосмотра. Интересно и предложение сделать базовый тариф на ТО и повышать его в зависимости от возраста и марки автомобиля. Хотя Федеральная антимонопольная служба эту идею не поддерживает.
Как бы то ни было, законопроект должен будет пройти второе чтение в Государственной Думе уже в марте.