Купить Mercedes за 100 тысяч рублей? Mitsubishi Pajero за 400 тысяч? Вполне реально, и долгое время многие соотечественники успешно пользовались такой возможностью. Правда, ездить приходилось на автомобиле с иностранными номерами. Но с этого года "лавочку прикрыли".
С начала июля ГИБДД занялось наведением порядка в этом вопросе. Акцент сделан на авто с номерами Армении. Хотя в России были задержаны и абхазские авто. Владельцами таких машин, как правило, были граждане РФ, которые пытались сэкономить на растаможке. Теперь им грозят штраф или задержание автомобиля. Как вариант: поставить автомобиль на учёт, заплатив таможенные пошлины, которые по стоимости могут сравняться с ценой машины, а то и превысить её.
Зачем вообще покупать авто с армянскими номерами? В октябре 2014 года Армения вступила в Евразийский таможенный союз, но до начала 2020 года имела "льготные" правила растаможки машин: при ввозе нужно было заплатить около 10 процентов стоимости. При этом граждане, проживающие в Республике Армения и ставящие там автомобиль на регистрационный учёт, получили право передвигаться на территории РФ, не проходя таможенного оформления. Экономия измерялась сотнями тысяч рублей. Что говорить о непризнанной международным сообществом Абхазии, где до сих пор машины ввозят без таможенных пошлин. "Бонусом" было и то, что иностранные номера не фиксировали камеры видеофиксации. Плюс отсутствие транспортного налога в РФ. Машины выкупались, ставились на учёт в Армении самим владельцем или по доверенности, через родственников. Но вот использование такой машины, оказалось, нарушает российское законодательство.
Разумеется, пересекать границу РФ на авто с иностранными номерами можно. Всё зависит от того, кто является владельцем машины и как долго она находится на территории России. Если на машине передвигается гражданин иностранного государства, считается, что такое транспортное средство участвует в международном движении. Правда, машина должна быть ввезена в Россию на срок менее одного года. А вот если владелец - гражданин Российской Федерации, это уже совсем другая история. Потому что гражданин России, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одной из стран - участниц Евразийского экономического союза, не может считаться участником международного дорожного движения, если он не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован транспорт. В данном случае таможня усматривает факт управления собственником автомобилем, имеющим статус импортного товара, растаможенного в Армении по льготным ставкам, предусмотренным на переходный период вступления в Евразийский таможенный союз, и, соответственно, не предназначенного к вывозу без уплаты пошлин на ввоз по единому тарифу Таможенного союза.
- Если гражданин России покупает машину в Абхазии, ставит её там же на себя на учёт и потом передвигается по территории Российской Федерации, то с момента, когда он вступил в право собственности, в течение 10 дней должен зарегистрировать её на территории России, - объяснил старший инспектор группы исполнения административного законодательства ГИБДД России по Магнитогорску Александр Приходченко. - При этом он должен уплатить таможенную пошлину. Также, если гражданин РФ делает временную прописку в Ереване, покупает там машину и ставит её на учёт, возвращаясь в Россию с армянскими номерами, он обязан в течение 10 дней поставить её на регистрационный учёт, получить российские номера и ПТС.
Когда водителя машины с номерами иностранного государства задержат сотрудники ГИБДД, действия будут квалифицированы как управление транспортным средством, незарегистрированным в установленном порядке.
Первое нарушение - штраф от 500 до 800 рублей, во второй раз наказание будет серьёзнее: штраф 5000 рублей либо лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.
- Работа по этому направлению ведётся с начала июля, - уточнил Александр Приходченко. - За это время было задержано около 20 машин с армянскими номерами.
Собственно, задача сотрудников Гос-автоинспекции - выявить нарушение. Что делать дальше - решать владельцу автомобиля. Либо в течение 10 дней обратиться в таможенные органы, оформить документы и поставить транспортное средство на учёт в РФ, либо поставить машину в гараж, либо поехать в Армению и продать там. Вариант с растаможкой, правда, может оказаться крайне затратным финансово.
- Люди видели финансовую выгоду, хотели сэкономить и попали в беду, - уточнила инспектор группы исполнения административного законодательства ГИБДД России по Магнитогорску Ольга Горенко. - Покупая машину за 420 тысяч рублей в Ереване, обратившись в России в таможенные органы для декларирования, получили счёт за миллион рублей, чтобы поставить транспорт на регистрационный учёт. И оказались, по сути, без средства передвижения.
А если авто зарегистрировано на гражданина Армении, но пользуется им гражданин РФ? Если автомобиль ввезён между 2014 и 2020 годами, то с правовой точки зрения он считается товаром для внутреннего использования в границах Армении и только гражданами Армении. И продать либо доверить управлять таким автомобилем он может только в Армении, по остальным странам Евразийского таможенного союза должен ездить сам и для продажи вернуть его обратно в Армению. То есть если иностранная машина въезжает на территорию России, право управлять ею имеет только лицо, которое пересекло границу. Если же он передаёт свой автомобиль, тем более - гражданину России, ГИБДД рассматривает это нарушение как управление транспортным средством без документов. Что влечёт задержание автомобиля и отправку на специализированную стоянку.
Так что вывод только один: приобретать машину по средствам и оформлять в соответствии с законодательством. В противном случае придётся заплатить дважды.