Но это правило работает не всегда. Например, если речь идёт о заключении договора автогражданской ответственности.
Обычно страховые компании стараются под разными предлогами отказать клиенту, когда оформлять полис ОСАГО явно не выгодно. У них может внезапно «зависнуть система» или окажется, что «калькулятор ОСАГО не работает». Хотя по закону страховая компания не вправе отказывать в оформлении договора, за это может быть начислен штраф как страховому агенту, так и самой организации. Полис ОСАГО обязателен для водителей. Без него эксплуатация транспортного средства запрещена. Страховщик не вправе отказать в полисе ОСАГО, если предоставлен весь пакет документов, необходимых для оформления.
Так, страховые агенты хотят отделаться от клиента, если нужно застраховать сильно подержанную машину или у владельца автомобиля на счету много аварий. Не любят агенты и молодых начинающих водителей без стажа. Ведь вероятность попасть в аварию у них высока, и даже значительная стоимость полиса может не покрыть расходы на ремонт автомобиля.
– К примеру, автомобиль BMW 1995 года: её достаточно чуть-чуть шоркнуть – крыло, фару, капот – сумма страховой выплаты будет бешеная, как рыночная стоимость машины, – 100–150 тысяч, – комментирует автоюрист Андрей Приходько. – Таких клиентов страховые агенты очень не любят, тем более, если автомобиль только купили и хотят получить полис. Ретроавтомобили 90-х годов, особенно японские, их рыночная стоимость – 100–200 тысяч рублей, а ремонт только капота будет стоить около 70000. Для подставного ДТП достаточно повредить пару элементов, и вот вся стоимость машины. А эти два элемента можно выпрямить, покрасить и ехать дальше. Не особо стремятся выписывать полисы на грузовую технику, такси, часто проблемы возникают у владельцев «Ларгусов», потому что все знают, что их используют для пассажирских перевозок.
Ещё один нежелательный вид клиентов – частые участники ДТП.
– Если у тебя два убытка и пришёл страховаться, агенты смотрят: клиент невыгодный, – уточняет автоюрист. – Хотя и цена полиса для него достаточно высокая, но он завтра «соберёт» три машины тысяч на 500, а страховой компании платить. То есть основная причина отказов – это сама машина и количество аварий в прошлом страховом периоде. То, что откажут начинающему водителю – маловероятно, разве что если ему 18 лет и нет стажа. Может быть, только если у компании уже переполнен план по договорам ОСАГО.
На неофициальный вопрос, будут ли проблемы с получением полиса ОСАГО для машины старше 20 лет или для начинающего водителя (или всё вместе), страховые агенты честно отвечали: будут.
И рекомендовали оформить электронную страховку в Интернете. Впрочем, при желании можно всё-таки застраховаться в выбранной компании, но скорее всего, займёт это достаточно много времени.
– Если страховая компания под тем или иным предлогом отказывается оформлять договор обязательного автогражданского страхования, нужно обратиться к ним с письменным заявлением, приложить необходимые документы, – объясняет Андрей Приходько. – Либо они его рассмотрят в течение установленного срока – 30 дней – и дадут ответ. Конечно, отказывать не станут, потому что в таком случае Центробанк привлечёт их к ответственности. Есть исчерпывающий перечень для отказа: недостающие документы либо заведомо ложные сведения. Список необходимых документов для заключения договора ОСАГО определён в федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Да, страховая компания может «тянуть резину», дать положительный ответ только к концу срока. На это ставка и делается: человеку нужен полис прямо сейчас, ждать ни у кого нет желания.
Если вы не хотите нервничать или полис нужен срочно, переходите в другую страховую компанию. Тем более, договор можно заключить через электронную систему «Е-Гарант», которую Российский союз автостраховщиков разработал специально для таких случаев. Воспользоваться можно и другими сервисами.
– Например, в приложении «Сравни.ру» достаточно заполнить данные и получить все предложения от страховых компаний, – отмечает Андрей Приходько. – Выбираете самое выгодное и через приложение оформляете полис ОСАГО. По Интернету отказов гораздо меньше. И даже если «прилетел» отказ – можно написать заявление на разъяснение причин и потом направить жалобу через интернет-приёмную Банка России. Центробанк проведёт проверку и привлечёт страховую компанию к ответственности.