Несмотря на то, что принятые поправки в закон об ОСАГО теперь позволяют Центробанку пересматривать тарифы на ОСАГО в любой момент, а не раз в год, как это было ранее, резкий рост стоимости автозапчастей привёл к серьёзным проблемам как у автостраховщиков, так и у водителей.
«ОСАГО в условиях санкций и резкого дефицита запчастей на рынке практически исчерпало свой потенциал как рабочий механизм защиты прав автовладельцев», – сообщил в начале апреля «Московский комсомолец». В ближайшей перспективе страховщиков ждёт лавина судебных исков. И не только их – виновник ДТП даже в случае наличия полиса ОСАГО, скорее всего, останется в должниках. Владельцы автомобилей, пострадавших в ДТП, получат от страховой только незначительную часть страхового возмещения, которой не хватит на ремонт. Взыскивать оставшуюся сумму они будут с виновника аварии.
Дело в том, что очередная редакция справочника Российского союза автостраховщиков, в котором отражена стоимость запасных частей, материалов и работ для восстановления автомобиля, заработала с 19 марта 2022 года. Именно этим справочником руководствуются страховые компании при оценке ущерба. Только вот справочник был сформирован по новой методике к восьмому февраля на основе стоимости автозапчастей в декабре 2021 – январе 2022. Благодаря этому средняя стоимость ОСАГО практически не изменилась. Правда, и тогда уже РСА обвиняли в массовом занижении цен на запчасти и применении коэффициентов износа, снижающих стоимость деталей до 50 процентов для подержанных автомобилей. После начала украинского кризиса указанные в справочнике цифры оказались вообще оторваны от реальности. Уже сейчас юристы фиксируют ежедневный поток обращений, связанный со страховыми выплатами.
– Сейчас практически 90 процентов заявлений по ОСАГО остаются без направления на ремонт, – отмечает магнитогорский автоюрист Андрей Приходько. – Всё осложняется сроками поставки запчастей, отсутствием поставок и, самое главное, стоимостью. Автозапчасти подорожали в разы, как следствие, страховой компании убыточно оплачивать ремонт, а СТО за копейки и даже в минус себе делать ремонт не собираются. Такие проблемы происходят не только с ОСАГО, но и с КАСКО. Но с КАСКО хотя бы сроки не такие жёсткие – срок ремонта может составлять до шести месяцев. По ОСАГО машина должна быть отремонтирована в течение 30 рабочих дней. Поэтому страховщики сразу пишут, что ремонт невозможен, и просят подписать соглашение по сумме выплат.
Возьмём, к примеру, автомобиль 2010 года выпуска с 100 000 километрами пробега. Износ на запчасти будет 50 процентов. Запчасти по каталогу РСА по единой методике расчёта выходят на 300 тысяч рублей, следовательно, человек получит лишь 150 тысяч. Плюс покрасочные, слесарные работы – общая выплата может составить 250 тысяч рублей. К тому же цены в каталоге РСА сейчас также ниже рыночных. Пусть разница составит, к примеру, 50 тысяч рублей. Где найти недостающие 200 тысяч рублей, чтобы отремонтировать машину?
Юрист предлагает два выхода. Первый – получить выплату со страховой и подать иск в суд на виновника аварии. Такой вариант возможен, но иногда не имеет смысла. Зачастую виновник оказывается неплатёжеспособен, и исполнительный лист у приставов будет просто лежать мёртвым грузом. Второй вариант: не подписывать соглашение со страховой компанией об урегулировании убытка и о конкретной сумме, а потребовать направление на ремонт. Если страховая этого не сделает, то в силу закона по действующей судебной практике у потерпевшего появляется право требовать выплату без учёта износа деталей. Таким образом, он получит от страховой 400 000 тысяч рублей (цена новых запчастей по каталогу РСА плюс ремонтные работы). Даже если сумма не покроет стоимость ремонта полностью, так как цена в каталоге ниже рыночной, найти дополнительно, к примеру, 50 тысяч рублей будет всё же проще, чем 200 000.
– Конечно, в разных случаях доплата может быть разной, – уточняет юрист. – Где-то разница окажется незначительной, где-то – серьёзной. К примеру, обратился владелец «Тойоты Камри». Машина ограниченной серии, было повреждено лобовое стекло. Очень дорогое, с камерами распознавания полос, с проекцией. Страховая ему насчитала 29 тысяч рублей в соответствии с методикой. Это цена в каталоге, больше ничего не сделать. Но реальная стоимость стекла, его замены и установки – 180 тысяч рублей. Здесь вариант один – взыскивать компенсацию с виновника аварии.
Поэтому в сложившейся ситуации юристы советуют: пока у страховщика сохраняется обязанность возмещать ущерб в натуральной форме, в случае аварии нужно отказываться от денег и требовать направления на ремонт. Страховщик обязан его осуществить в течение 30 дней, и задержек быть не должно, если только потерпевший доб-ровольно их не согласует. Даже отсутствие необходимых запчастей не является основанием для простоя. Это даст в дальнейшем возможность взыскать со страховой компании большую сумму. Не смог отремонтировать – плати по полной программе без учета износа, а также со штрафами за неисполнение обязательств в установленные сроки.
Что ждёт систему автострахования в ближайшем будущем? Скорее всего, стоимость ОСАГО будет расти. Справочники РСА предстоит пересматривать с учётом санкций и отсутствия запчастей ряда производителей. В то же время, по мнению ряда специалистов, единственным выходом из сложившейся ситуации будет временная отмена единых методик расчёта стоимости ущерба. Их может заменить оценка независимых экспертов, опирающаяся на реальную возможность приобрести те или иные запчасти и их стоимость в условиях дефицита.