За последние несколько лет магнитогорские дворы стали настоящим полем битвы. Иной раз, чтобы припарковаться около своего дома, автомобилист вынужден проявлять чудеса сноровки.
Машины залезают на бордюры, жмутся к детским площадкам и дверям подъезда, а иногда гордо встают поперек дворового проезда. Как итог - поцарапанные двери, примятые бамперы, разбитые стекла. Впрочем, автомобилистов это не пугает. Многие категорически отказываются ставить машины на платные стоянки.
Машин в городе становится с каждым годом все больше. Их количество уже достигло отметки в сто сорок тысяч. Если в Ленинском и Правобережном районах места во дворах еще хватает, то в многоэтажном Орджоникидзевском иногда невозможно даже заехать в квартал. И это притом, что в южной части города недостатка в автостоянках нет. Далеко не все готовы платить полторы-две тысячи в месяц за парковочное место. Тем более, при условии - если автомобиль поцарапают или помнут, спросить с нерадивого сторожа или владельца стоянки будет сложно. Так что автомобилист предпочитает максимально страховать авто и на ночь оставлять его во дворе на свой страх и риск.
Брошенные в квартале машины нередко становятся жертвами автомобильных вандалов и воров. Жулики снимают колеса, разбивают стекла, вырывают автомагнитолы и выносят из салона все ценное.
Водитель с семилетним стажем Андрей Дорошенко, как и большинство автолюбителей, ставит машину во дворе. По словам Андрея, цены на платных автостоянках завышены, и ночевка на них влетает владельцу авто в копеечку.
- В среднем парковочное место стоит пятьдесят рублей в сутки, - рассказал автолюбитель. - А ведь нужно еще заплатить за стоянку, которая находится рядом с работой. Таким образом, на парковку тратится более тридцати тысяч рублей в год. Плюс КАСКО, зимняя резина, ремонт. Выходит просто астрономическая сумма. Поэтому выгоднее оставлять машину во дворе…
Согласен с доводами Андрея и старший инспектор по пропаганде ГИБДД УВД Магнитогорска Федор Сумароковский. По его словам, автомобилисты становятся заложниками сложившейся ситуации. Места на платных автостоянках стоят дорого, а альтернативы им, по сути, нет.
- Брошенные во дворах машины создают неудобства жителям, - подчеркнул Федор Геннадьевич. - Если бы место на стоянке стоило рублей тридцать, количество ночующих в кварталах автомобилей резко бы сократилось. Городу нужны муниципальные стоянки, на которых будет адекватная цена за парковочное место…
Федор Сумароковский отметил, что проблему ночной парковки во дворах нужно решать на уровне администрации города. Только принудительной эвакуацией проблему не решить, да и у ГИБДД нет соответствующих полномочий.
Кварталы, под завязку забитые автомобилями, стали обычным явлением для нашего города. Апофеозом борьбы за место под солнцем становится зима, когда снег отвоевывает у автолюбителей пространство для маневра. На какие только ухищрения не идут автомобилисты, чтобы застолбить за собой право припарковаться во дворе. Нередко дело доходит до угроз и рукоприкладства. Своими глазами видел, как завсегдатай одной из квартальных парковок с помощью рук принялся доказывать "чужаку", приехавшему в гости, что тот занял его место у подъезда. А если один водитель заблокирует авто другого, скандализма точно не избежать. Некоторые пошли дальше бессмысленного выяснения отношений по принципу "свой-чужой" и самостоятельно оцепили во дворе место для парковки машин. "Чужаку" в таком квартале и приткнуться некуда. Во многих дворах водителям спецтранспорта и пожарным расчетам приходится демонстрировать филигранную технику вождения, чтобы, не зацепив припаркованные машины, добраться до места назначения.
- Заторы в кварталах - головная боль пожарных, - рассказал инспектор по основной деятельности ГУ "2 ОФПС по Челябинской области" МЧС России Евгений Иванников. - Все зависит, конечно, от времени суток и района. В новых кварталах пожарным расчетам бывает трудно пробиться к месту возгорания. К счастью, пока удавалось вовремя расчистить площадку для пожарной техники…
По словам Евгения Иванникова, пожарные не могут штрафовать нерадивых автолюбителей. Проблему заторов во дворах должны решать муниципальные власти. Июльский пожар в доме 122 по проспекту Ленина в очередной раз показал, что проблема брошенного во дворах автотранспорта актуальна. К счастью, в тот раз огнеборцы и жители дома смогли оперативно убрать автомобили, мешавшие пожарным расчетам.
Дорожная революция вскрыла еще одну проблему, которая не дает покоя жителям некоторых кварталов. Вынужденные маневрировать в условиях дорожно-строительного бума, автомобилисты устроили во дворах оживленный трафик.
После того как закрыли на ремонт перекресток улицы Гагарина и проспекта Ленина, жителям окрестных домов пришлось туго. Нескончаемый поток машин несколько недель бороздил внутриквартальную территорию, создавая невыносимые условия для пешеходов. Впрочем, водителей можно понять, ведь в тридцатиградусную жару стоять в пробке - удовольствие не из приятных. С другой стороны, люди не могут чувствовать себя в безопасности во дворе, где даже не оборудована пешеходная дорожка. Ужиться с таким активным движением автотранспорта жителям было непросто. Впрочем, когда перекресток открыли, проблема решилась сама собой.
А вот жители квартала 93-а, что возле крытого рынка, уже долгое время живут с настоящей автострадой во дворе. Выезжая со стоянки рынка, автомобилисты в большинстве своем предпочитают ехать через квартал, а не по проспекту Карла Маркса.
К трафику внутри жилой зоны жители окрестных домов относятся, мягко говоря, негативно, но, кажется, уже с ним смирились. Что поделаешь, если сквозная дорога через квартал от крытого рынка до улицы Ленинградской пользуется большой популярностью у автомобилистов. Через тот же двор добираются и до улицы Суворова. "Бутылочное горлышко", образовавшееся после открытия остановки "Сквер мира", иной раз не оставляет автолюбителям шансов выехать на проспект. Согласитесь, проще проехать через двор, чем толкаться в пробке у новой остановки. Вдобавок ко всему, на сквозной дороге еле-еле разъезжаются два автомобиля, а места для пешеходов вообще не остается. Вот и приходится мамочкам с колясками и пожилым людям скакать по бордюрам, ежеминутно оглядываясь, чтобы не угодить под колеса автомобиля.
По словам жителей, с наступлением зимы их двор превращается в опасный аттракцион. Выпавший снег за считанные часы плотно укатывается автолюбителями, и дорога в квартале превращается в подобие рампы для сноубордистов. Пешеходы в любой момент могут соскользнуть с края снежного желоба прямо под колеса машины.
Район крытого рынка нельзя назвать благополучным. Он уже давно стал местом скопления людей, ведущих асоциальный образ жизни. Но автомобильная тема волнует жителей не меньше.
- Выходя из подъезда, как будто попадаешь на оживленную трассу, - сетует житель микрорайона Сергей. - Конечно, большинство водителей стараются ездить аккуратно, но попадаются и лихачи, которые пролетают квартал на полной скорости. В нашем дворе пешеход всегда должен быть начеку…
- В Магнитогорске много таких дворов, - подчеркнул Федор Сумароковский. - Интенсивный трафик в них нервирует горожан. Ограничениями движения в сквозных кварталах проблему не решить. Дорожная сеть Ленинского района и города в целом не рассчитана на такое количество автомобилей. Запретив проезд через дворы, мы столкнемся с еще большими пробками на центральных улицах. Компромиссный вариант - построить во дворе пешеходные дорожки…
Как рассказал начальник отдела капитального строительства управления капстроительства и благоустройства города Николай Мазуркин, работы на внутриквартальных территориях идут, но упор делается на ремонт основных транспортных магистралей.
- На сегодня освоили практически все средства, выделенные в этом году на дорожное строительство, - пояснил Николай Андреевич. - В кварталах расширяем парковочные места, строим пешеходные дорожки. Жителям проблемных кварталов нужно чаще обращаться к своим депутатам. По их заявкам и составляется план работ…
- Действительно, благоустройство жилых кварталов по-прежнему остается одной из главных городских проблем, - сказал журналистам глава Магнитогорска Евгений Тефтелев, совершая на прошлой неделе очередной контрольный объезд объектов дорожной революции. - Мы просим горожан с пониманием отнестись к сложившейся ситуации. Потерпите. Дойдет очередь до всех внутриквартальных проездов. Ведь таких объемов дорожного переустройства город не знал последние два десятилетия. Только в этом году на эти цели будет потрачен миллиард рублей.