Приезжать вечером домой, обнаруживать, что все парковочные места заняты, и, вздохнув, отправляться искать свободный уголок, чтобы приютить на ночь железного коня, – это одно.
И совсем другое – приезжать домой и видеть свободные места, на которые не можешь поставить машину, потому что везде висят тросики и цепочки. Уж сколько нервов было потрачено в борьбе с такой несправедливостью, сколько возмущённых постов выложено в социальных сетях, но желающие «прихватизировать» лакомый кусок парковочного места никуда не исчезают.
Сразу несколько постов в популярных группах в сети «ВКонтакте», опубликованные 10–17 марта, были посвящены самовольному захвату парковок. Речь шла о карманах по адресам: проспект Карла Маркса, 105 и проспект Ленина, 2/2. Если на проспекте Карла Маркса жильцы жаловались на парковочные места, огороженные самодельными штырями и цепями, то на Ленина группа жильцов подписала номера машин в парковочном кармане, запрещая остальным автовладельцам ставить автомобили на «своих» местах. По словам Ольги Лобановой, опубликовавшей пост, её машину блокировали, пинали и угрожали. Дошло до рукоприкладства.
После обращения в администрацию Ленинского района выяснилось: разрешений у «захватчиков» на парковочные места нет, просто по просьбе жильцов был сделан парковочный карман в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды». Позже появился и официальный ответ администрации города: «Руководителем комитета территориального общественного самоуправления проведена беседа со старшим дома и жителями о недопущении нанесения надписей на подпорной стенке, которая находится на муниципальной территории и не является имуществом жителей дома, после чего жители надписи устранили».
Вопрос, что делать с незаконными захватчиками парковочных мест возле многоквартирного дома, прокомментировали в управлении жилищно-коммунального хозяйства и районных администрациях. Так, двор является территорией общего пользования жителей МКД, а значит, установка ограждающих барьеров, «цепей или тросиков», является противозаконной. Кодекс об административных нарушениях называет это «самоуправством». Ведь территории общего пользования в соответствии с градостроительным кодексом – это «территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц». «Тросики», установленные на парковке, попадают под статью КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка». КоАП предусматривает немаленькие штрафы: от 5000 рублей на физлицо до 200000 – на юридическое лицо. Для составления материалов об административных правонарушениях необходимо обратиться в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области. Если в процессе установки парковочных ограждений произошла порча асфальта, в нём возникли отверстия, то ответственность предусмотрена по статье 12.33 КоАП РФ. Она влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти тысяч рублей, на должностных лиц – двадцати пяти тысяч рублей, на юридических лиц – трёхсот тысяч рублей. Кроме того, в соответствии с муниципальными правилами благоустройства, утверждёнными решением МГСД от 31 октября 2017 года, загромождение и загораживание проходов и въездов на внутриквартальные территории жилых микрорайонов и самовольная установка временных объектов также влекут предупреждение или наложение штрафа.
При выявлении фактов установки незаконных ограждающих конструкций следует уведомить администрацию района для принятия мер. Но бывает, что, защищая «своё», самозахватчики тросиками не ограничиваются: доходит до угроз и мести.
Если такой «захватчик» блокирует выезд машины, это считается административным нарушением. Необходимо
обратиться в ГИБДД.
В случае, если причинён вред транспортному средству, стоит обратиться с письменным заявлением в территориальный отдел полиции.
Так что, если внутриквартальная территория, на которой расположен парковочный карман, является муниципальной, любой человек может там парковать машину. Ограничения въезда на места общего пользования должны определяться договором аренды – только в этом случае установка ограждений будет разрешена. Чтобы проверить, законно ли занята парковка, заинтересованному лицу необходимо обратиться с заявлением в Росреестр, или МФЦ, или в районную администрацию.
Чтобы по правилам оформить территорию парковки в личное пользование жителей дома, нужно соблюсти ряд условий. Для начала провести общее собрание собственников, оформить земельный участок, на котором расположен дом, и прилегающую к нему территорию в общую долевую собственность. И уже в дальнейшем принимать решение об использовании данной территории. Если необходимые бумаги на передачу в собственность земельного участка не оформлялись, инициативной группе придётся вначале реализовать межевание и постановку на кадастровый учёт земли, а также получить документы, подтверждающие право собственности, в городской администрации. Без этого ограждение парковочных мест, установка шлагбаумов будут расценены как самозахват. Такая стоянка подлежит сносу.
При наличии проекта межевания территории собственникам необходимо обратиться к кадастровому инженеру для постановки участка на кадастровый учёт. Стоимость таких работ составляет около 10–12 тысяч рублей в зависимости от организации. Если проекта межевания нет, необходимо обратиться в администрацию города с заявкой о его подготовке. С момента постановки участка на кадастровый учёт он бесплатно переходит в общую долевую собственность владельцев жилья в МКД. И в дальнейшем собственники могут распоряжаться участком по своему усмотрению путём принятия решения на общих собраниях. Хотите личную парковку? Организуйте общее собрание жильцов, вынесите данный вопрос на обсуждение, соберите подписи. Если две трети жильцов согласны на организацию парковки, принятое таким образом решение обязательно для исполнения всеми проживающими в доме. И собственники МКД смогут обустраивать придомовую территорию в соответствии со своим видением.
Для организации парковочных мест необходимо наличие протокола общего собрания собственников, справки о размерах и расположении участка, стоящего на кадастровом учёте, разрешения от органа местного самоуправления, управления архитектуры и градостроительства, пожарной инспекции. Проект парковки необходимо согласовать с ГИБДД. Дополнительно к нему прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок, протокол общего собрания, кадастровый паспорт на дом и придомовую территорию. После решения всех организационных вопросов и согласования проекта нужно выбрать подрядчика, имеющего соответствующий допуск СРО, заключить с ним договор.
Реализуя свои права, жильцы не должны забывать о санитарных нормах и правилах дорожного движения. Так, парковка на придомовой территории может быть рассчитана максимум на 50 машиномест. Кроме того, расстояние от фасада дома до парковки должно быть не менее десяти метров для парковок до десяти мест и 15 метров для парковок, рассчитанных на пятьдесят мест. И правило ПДД, запрещающее стоянку с работающим двигателем в жилой зоне более пяти минут, также важно помнить. Штраф за подобное нарушение – 1500 рублей.