Разборки городских властей с нелегальными пассажироперевозчиками продолжаются две недели. До полной победы одних и полного поражения других еще далеко. Но самое печальное: горожане, которые регулярно пользуются городским транспортом, стали заложниками этих "боевых действий".
Недовольство "желтопузиками" со стороны рядовых горожан, и особенно автомобилистов, нарастало как снежный ком. Никому не стоит напоминать о той вакханалии, что творилась на наших дорогах в часы пик. Оба проспекта, перекрестки на улице Советской попросту окрашивались в желтый цвет из-за обилия "ГАЗелей". Грубейшие нарушения: подрезание, непредсказуемые маневры, неожиданные остановки на любом участке дороги - другого от них уже и не ждали. Сводки Госавтоинспекции подтверждают: дорожно-транспортных происшествий с участием и по вине пассажирских "ГАЗелей" из года в год становилось все больше. Поэтому было очевидно: перемены назрели, а порядок в этом деле рано или поздно наводить придется.
Насколько бизнес пассажирских перевозок криминален, автору этих строк довелось узнать на собственном опыте: после выхода в феврале прошлого года статьи "Как Ахмат скажет", в редакцию пришел посыльный от того самого Ахмата. Он настойчиво просил встречи в широко известном в узких кругах ресторане. Резона появляться там без надежного "прикрытия" не было, поэтому встречи не состоялось. А речь в той статье шла о том, что рынок пассажирских перевозок в городе давно поделен и насквозь криминализован. Причем уже давно: основные игроки на нем определились еще к 2000 году. Но, как заявляют непосредственные участники этого бизнеса, над всеми ИП-перевозчиками стоит Ахмат. Он решает: будет предприниматель работать на данном маршруте или нет, и если он одобрил, то и в администрации проблем не возникнет. Видимо, не очень понравилась такая статья фигурантам этой истории.
На каких основаниях бесчисленные "ГАЗели" заполонили городские улицы - вопрос вовсе не риторический. Его справедливо адресовать предшественникам нынешней команды мэра, особенно - отделу транспорта и связи городской администрации, а также правоохранительным органам. Дублирующие друг друга маршруты, водители-нелегалы, едва знающие несколько русских слов. Обилие совсем уж наглецов, работающих не только нелегально, но и выпускающих на маршруты откровенных уголовников без прав… Доходило и до бандитских разборок, когда и машины курочили, и даже постреливали на конечных остановках.
Парадоксально, но на этом фоне муниципальный пассажирский транспорт чах на глазах. Автобусников и трамвайщиков лихорадило бесконечными реформами и преобразованиями. А у обывателя складывалось впечатление, что городской общественный транспорт целенаправленно уничтожают в угоду все тем же маршруткам.
Конечно, если взглянуть с другой стороны, - за любым бизнесом стоят люди. В нашем случае их сотни. Водителям надо кормить свои семьи, растить детей. Труд водителя никогда не был сладким, тем более - водителя пассажирского автобуса. А еще на этом рынке - многочисленные мелкие предприниматели, владеющие одной-двумя "ГАЗелями". Они вынуждены уходить "под хозяина", имеющего лицензию на маршрут, оплачивая это "удовольствие". Прибыль у таких - минимальная. Вот и получилось, что все сливки в этом бизнесе уходили "крышевателям" и "хозяевам". И прибыли тут, смеем вас заверить, очень и очень немалые. Причем денежный поток стабилен и - наличным рублем.
Учитывая все вышеперечисленное, нетрудно догадаться, что какие-либо перемены на устоявшемся рынке его хозяевам никоим образом не выгодны. Они всеми силами будут пытаться сохранить здесь статус-кво. И когда городская власть озвучила свои намерения навести порядок с пассажирскими перевозками, никто, по большому счету, всерьез эти заявления не воспринял. Ну, пошумят, попиарятся, и все утихнет, все останется на своих местах. Но это было первой серьезной ошибкой: на этот раз власть решила идти до конца.
Был проведен конкурс по распределению городских маршрутов, который большинство перевозчиков игнорировало. Важен сам факт: противостояние уже тогда стало очевидным. Но здесь же и вторая ошибка бизнесменов "от "ГАЗели" - бойкотировав конкурс, они лишили себя отступных путей.
Власть же продолжала последовательную политику, правда, ошибаясь не меньше. Первый промах, который заметили горожане: глава города и руководители профильных управлений администрации города как-то немного устранились от горячей темы. По крайней мере, публично городскую власть в вопросе наведения порядка с пассажирскими перевозчиками представляет его советник Кирилл Маркевич. Именно он стал рупором новой реформы. Как говорят очевидцы, он не только проводит совещания и другие организационные мероприятия, но даже лично выезжает на посты, где дежурят силовики и административные комиссии. Оставим в стороне вопрос о том, не превышает ли Кирилл Игоревич свои полномочия советника.
Нелегалы предприняли ответные действия: они сбросили цену на своих маршрутках до десяти рублей. Шаг довольно сомнительный - долго держать эту цену они не смогут, зато сразу стало очевидно, что их аргументы относительно того, что бизнес не такой уж и рентабельный, - пустые разговоры.
Затем и того хлеще - начались поджоги легальных маршруток. Цель одна - запугать легалов и, опять же, парализовать маршрутные перевозки. Типичная тактика криминала - запугать, показав, "кто в доме хозяин". Этими фактами занимаются правоохранительные органы. Кроме того, нелегалы открыли свой сайт в сети "Интернет" и выпустили газету, в которой рассказали о ситуации со своей точки зрения.
Вывод в другом: "оппозиция" нелегалов - это организованное и управляемое сообщество, контролируемое определенными лицами, готовыми использовать самые разные способы и средства для достижения собственной цели.
Что имеют в "сухом остатке" рядовые горожане? До конца противостояния, похоже, еще далеко. В вину городской администрации горожане ставят то, что "войну" затеяли зимой, в морозы, когда пешком до работы и обратно не прогуляешься. Чтобы определить градус накала недовольства, достаточно посмотреть отклики на любую тематическую заметку на магнитогорских сайтах. В отдельные уголки города и его окрестности ходили только маршрутки - трамваев тут никогда не было. И, как оказалось, маршрутки только нелегальные. Теперь их стало заметно меньше, а людям все проблемнее добираться до работы и обратно. Городская власть оперативно по ходу дела вносит возможные корректировки. До сих пор не вышли на маршруты все заявленные автобусы и "ГАЗели" легальных перевозчиков.
Политическую волю городского руководства поддержал губернатор области. Есть взаимопонимание и со стороны силовиков: руководства областного УВД и управления ФСБ. По сообщению из мэрии ежедневно несколько десятков водителей-нелегалов приходят трудоустраиваться на работу к легалам. Но порядка и тем более стабильности с пассажирскими перевозками в городе пока нет. Останавливаться на полпути власти не намерены, поскольку опыт Магнитки уже изучают в областном центре и других городах. А нам, рядовым горожанам, пока остается только запастись терпением. Впрочем, как и всегда, когда власть затевает какую-нибудь реформу…