Ветеран труда, инвалид второй группы Тамара Александровна давно обеспокоена рядом житейских проблем.
У нее немалые претензии к коммунальщикам, транспортникам, дорожникам, к городским и районным властям. Из-за возраста и здоровья ходить по инстанциям сил нет. К тому же, пишет она, в трамвай сесть старикам, как и родителям с малыми детьми, весьма затруднительно, а инвалидам на колясках так и совсем невозможно - посадочные площадки почти везде отсутствуют, а ступени в трамвае очень высокие.
Совершенно справедливая претензия. Взять, к примеру, остановки трамвая в районе бывшего кафе "Уральские пельмени", где живет Тамара Александровна. Там не то чтобы пожилым, а и вполне здоровым, физически крепким людям приходится забираться в трамвайный вагон с заметным пыхтением. Если это не спортсмены, специализирующиеся в беге с барьерами, которым привычно "задирать повыше ногу". Выходить на таких остановках порой даже небезопасно, особенно зимой, в гололед. Кроме дней, когда наметает много снега, и его на платформе "забывают" очистить. А если, с позволения сказать, посадочная площадка не огорожена от проезжей части, легко по инерции вылететь под колеса автотранспорта - как у нас автомобилисты соблюдают правило проезда остановок общественного транспорта, то есть пропускают людей, идущих к подошедшему трамваю или вышедших на остановке - известно.
В силу того, что у нас трамвайные пути проложены на "аглицкий манер", где принято левостороннее движение, - посередине улиц и магистралей, а не по правому краю каждого направления движения, трамвайные остановки являются опасными местами для пешеходов. Как они должны быть обустроены, общероссийских - общесоюзных - стандартов доискаться не удалось. Специалисты пояснили, что есть что-то вроде регламентов, носящих рекомендательный характер. Однако в Магнитогорске и этого не наблюдается, чему ярким свидетельством разнобой в организации остановочных комплексов. Вроде бы промелькнула надежда в прошлом году, когда в ходе "дорожной революции" на проспекте Маркса были обустроены две довольно удобные и безопасные посадочные площадки - на пересечениях с улицами Гагарина и Советской Армии: красивые и прочные ограждения трамвайных остановок, заметно приподнятые платформы, благодаря чему вход-выход пассажиров стал комфортнее и безопаснее. К тому же, потоки автотранспорта и пешеходов регулируются светофорными объектами.
Везде бы так! Но, по-видимому, "регламенты" в нашем городе своеобразные, я бы сказал, анархические. Буквально в трех сотнях метров от Советской Армии в ходе все той же "дорожной революции" появилась обновленная трамвайная остановка "Проспект Карла Маркса, 115". Исчезла огражденная посадочная площадка, для пассажиров установили небольшое укрытие от осадков со скамейками, но доступное всем ветрам на краю проезжей части, а пара "лежачих полицейских", призванных укрощать скоростные амбиции автомобилистов, - это все, что придумали для безопасности пассажиров трамвая авторы этого "остановочного комплекса". Сделали хуже, чем было. Прежде здесь был какой-никакой островок безопасности, к которому можно было пройти, переждав транспортный поток, и сесть в трамвай. Или выйти из трамвая, дождаться, когда автомобили удосужатся пропустить людей на пешеходном переходе, и пересечь проезжую часть. Но "революционеры", видимо, во главу угла поставили не безопасность пешеходов, а увеличение пропускной способности автодороги за счет замощения трамвайных путей.
А вот на остановке на том же проспекте Маркса, где он пересекается с улицей Ленинградской в сторону вокзала, вообще оставили все как было, ограничившись замощением трамвайных путей. Но тут хоть светофоры работают, тогда как на остановке "Проспект Карла Маркса, 115" их как не было, так и нет. Уж молчу про приподнятые над рельсами посадочные площадки, как на "эталонных" остановках "Улица Советской Армии" и "Улица Гагарина". И многих и многих других, реконструкция которых еще не ведется или не коснется вообще в обозримом будущем.
И еще об одной, уже, скорее всего, новоиспеченной трамвайной остановке, борьба за которую ведется несколько лет и, по-видимому, завершилась полной и безоговорочной победой владельцев Центрального рынка над администрацией города - остановке трамвая между улицами Гагарина и Ленинградской. Первая попытка коммерсантов перенести остановку с перекрестка проспекта и улицы Гагарина к крытому рынку несколько лет назад благодаря активному вмешательству жителей прилегающих домов, родителей школьников и маленьких пациентов третьей детской больницы, как говорится, не прошла стихийных "общественных слушаний". Вторая попытка, уже в этом году, была вроде бы довольно решительно отвергнута по мотивам безопасности и целесообразности на самом высоком властном уровне. Но, скорее всего, на этот раз сработало извечное российское "правило": "Если нельзя, но очень хочется, то - можно". Пока трамваи из-за реконструкции полотна здесь не ходят, но место остановки уже размечено желтыми зигзагами, забугрились "лежачие полицейские" и установлены - хотя бы так! - светофоры, работающие пока в дежурном режиме. А отсутствие огражденных и приподнятых над рельсами посадочных площадок - это, так сказать, уже "магнитогорская норма".
В качестве сладкой пилюли скажу, что в этом Магнитка далеко не в последних рядах. Даже в Москве стандартизацией остановок общественного транспорта, посадочных платформ начали заниматься лишь недавно, и первый опыт уже есть на юго-западе столицы: на огражденных остановках с приподнятыми для удобства пассажиров платформами, обустроенными по единым параметрам по высоте, ширине и длине, к тому же, установлены каменные конусообразные столбики высотой около полутора метров, призванные защитить пассажиров от лихачей. На эти "инженерные препятствия" нанесены светоотражающие полосы, а дорожное покрытие около них выделено красным цветом. Заняться обустройством этих островков безопасности столичные власти решили после того, когда резко возросло количество пострадавших людей в ДТП на остановках городского транспорта. Неужели и нам уготовано ждать горьких уроков?