Передовой опыт подразделений пропаганды ГИБДД отдельных регионов Российской Федерации обсудили за "круглым столом" в Орловском юридическом институте. Форум получился международным - полноценными его участниками стали немецкие дорожные полицейские.
С докладом выступил начальник отделения пропаганды Госавтоинспекции Магнитогорска Федор СУМАРОКОВСКИЙ. Он делится своими впечатлениями с читателями "ММ".
- Орловский юридический институт занимается проблемами обеспечения безопасности дорожного движения. Здесь создана отличная материальная база. Кстати, в этом вузе до сих пор проходят подготовку монгольские полицейские. Очень сильный факультет подготовки специалистов ГИБДД: после пяти лет обучения выпускает лейтенантов с юридическим образованием, способных работать в любом подразделении Госавтоинспекции. На кафедре организации деятельности ГИБДД разрабатывают методический материал для дорожных полицейских, осваивают новые образовательные технологии, проводят научные исследования в области безопасности дорожного движения. Подобные "круглые столы" здесь организуют регулярно.
- На этот раз участвовали полицейские из Германии. По приглашению?
- Да, ранее орловские полицейские и преподаватели посетили Германию. Это было ответное приглашение.
- Чем удивили россиян?
- Нас удивить сложно. Если серьезно, то путь развития России в области безопасности дорожного движения во многом напоминает немецкий опыт. Там у дорожных полицейских также две основные функции: надзор за дорожным движением и пропаганда безопасного поведения на дороге. Полицейских в Германии обучают четыре года, работают и мужчины, и женщины. И проблемы у нас схожие. Например, немецкие коллеги подтверждают: приблизительно 20 процентов участников дорожного движения в принципе не перевоспитываемы. И наука говорит о том же: человека с девиантным поведением бесполезно призывать к соблюдению общепризнанных норм и правил. Да, там другой уровень экономического развития, культуры поведения, материального достатка. Но многие проблемы схожи, поэтому интересен опыт их решения.
- Есть примеры?
- Много. Один: в Германии очень серьезная проблема с автобанами. Нет, они не разрушаются, напротив - позволяют хорошо разогнать автомобиль. Люди травмируются, увечатся, гибнут. На скорости 200 километров в час никакая активная и пассивная системы безопасности не спасут от трагедии в случае ДТП. Немцы не стали ограничивать скорость искусственными неровностями, установкой дорожных знаков, как это принято у нас. Зато все автомобили, продаваемые на внутреннем рынке, оборудованы искусственным ограничением скорости: больше 160 километров в час автомобиль не разгонишь.
- Немцы всегда хорошо считали, видимо - это еще и экономически выгодно?
- Быть может. Но эффект очевиден. Педантичность нации сказывается во всем. Немецкий дорожный полицейский, оформляющий нарушение водителя, обязан прочитать ему лекцию, объяснить суть нарушения и его возможные последствия. Именно так они и поступают. Остановил инспектор, к примеру, нарушителя скоростного режима - подробно объясняет ему, чем это чревато. И в первую очередь подчеркивает, что подобными необдуманными действиями водитель многократно увеличивает риск травмы или даже гибели для себя и окружающих. Есть такая практика, когда свидетель, выступающий в суде против нарушителя, получает материальное вознаграждение.
- А за качество дорог, оборудование знаками и другие вещи, связанные с безопасностью, кто отвечает?
- Инфраструктурой занимается муниципалитет - дорожная полиция в эти сферы не вмешивается. Дороги, разметка, знаки, парковки, светофоры, уличные камеры видеонаблюдения и прочее - обязанность местной власти. Штрафы, собранные в автоматическом режиме, поступают в муниципальную казну, и местная власть распределяет их на содержание уличной дорожной сети. Немцы очень хорошо умеют собирать налоги и штрафы.
- Что еще дал вам "круглый стол" в профессиональном плане?
- Информационного пространства для дорожной полиции нет ни в Германии, ни в России. Немцы, как и мы, не могут позволить себе масштабную социальную рекламу в федеральных СМИ. Поэтому очередной раз пришли к выводу: необходимо максимально использовать имеющиеся возможности. Крайне важны изучение и анализ общественного мнения, что позволит корректировать идеологию пропаганды безопасности дорожного движения, совершенствовать ее, делать эффективной. Необходимы гражданские инициативы - активность самих участников дорожного движения позволит многое изменить. У нас в Магнитогорске мы не первый год тесно сотрудничаем с разными общественными организациями. С союзом молодых металлургов, к примеру, регулярно проводим совместные акции и мероприятия. Сложно, но необходимо достучаться до каждого водителя и пешехода, приучить к элементарным вещам: пристегиваться ремнем, правильно перевозить в автомобиле детей, не перебегать дорогу на красный, не кататься на велосипедах по проезжей части и по пешеходным переходам…
- На сайте Орловского юридического института сообщали: ваш доклад вызвал большой интерес и оживленную дискуссию. О чем шла речь?
- Как раз о взаимодействии с союзом молодых металлургов, профсоюзным комитетом ММК в области пропаганды и эффективного воздействия на участников дорожного движения. Наш опыт оказался интересен не только российским коллегам, но и подданным Германии.
- Значит, и иностранцам есть чему у нас поучиться?
- Безусловно. Интересен опыт работы в регионах России. Есть примеры, когда инициаторами программ по безопасности на дорогах выступают губернаторы и другие государственные структуры. И работа идет не для галочки. Например, в Калуге создано 14 кадетских классов: дети ходят в форме ГИБДД, основательно изучают ПДД, разбирают дорожные ситуации. И коллеги уверяют, что это дело весьма популярно у школьников. В Тамбовской области принимают программу дополнительного финансирования мероприятий по снижению детского дорожного травматизма. Деньги выделяют общественные организации, причем не в качестве пожертвований, а по инициативе губернатора. Средства идут на методические материалы, закупку специального оборудования для внеклассных занятий школьников, на социальную рекламу, презентационные материалы. Нам этот опыт полезен, к этому надо стремиться, брать лучшее.