Моя первая сегодня маршрутка почти доезжает до меня, стоящего на остановке, но притормаживает, чтобы подобрать бабульку, голосующую за пару метров до остановочного кармана.
Я не бегу к открывшейся двери, продолжаю ждать, пока старушка наконец очутится в "ГАЗельке". Дверь захлопывается, авто медленным ходом "подкрадывается" ко мне - и я в салоне.
Да, нововведения водителя маршрутки не коснулись: не успели мои пальцы нащупать в кармане мелочь, как он резко дает по газам. Скорость у "брата Шумахера" нехилая. Жаль, головы впереди сидящих пассажиров мешают - зафиксировал бы на память стрелку спидометра. У светофора на перекрестке Гагарина с большим облегчением протягиваю мелочь за проезд: ну, не смог бы я заплатить на ходу - слишком уж паренек драйвовый.
За все время нашего пути не раз про себя начинал молиться: то "коллега" впереди резко затормозит - значит мы у пешеходного перехода, то вместо того чтобы остановиться в кармашке, он почему-то сделает это посреди проезжей части, не давая, естественно, остальным ни проехать, ни пройти.
Абсолютно не хочется нагонять страх на читателей. Тем более, что они сами время от времени переживают экстрим в маршрутках. Лично для меня такая поездка - из единичных. Все-таки редкость, когда попадаются именно такие водители, которые то ли в погоне за рублем, то ли чтобы просто сэкономить бензин, изо всех сил спешат доставить пассажира из пункта А в пункт Б. Мне, к сожалению, попался такой. Как ни крути, но улицы города - не скоростная трасса. Кстати, ни одного гаишника за отрезок, что я проделал от остановки "Драмтеатр имени Пушкина" до проезда Сиреневый, на дороге не было.
Я - на конечной остановке "Бульвар Сиреневый". Здесь "скучковались" около сорока маршруток и два рейсовых автобуса. Бросаются в глаза мусорные контейнеры и торгующая рядом самсой, чебуреками, кофе и прочей снедью типичная южанка. Водилы что-то чинят-смотрят в моторах маршруток.
…Маруф весело перекидывается с "одномаршруточником": у обоих закончился очередной виток в нескончаемой дневной смене. Он ставит таймер на четыре минуты: значит, скоро его предсменщик выезжает в рейс. Время проходит, он опять засекает четыре минуты. Его черед. Мотор! Поехали!
- Больше всего, конечно, нас волнуют гаишники, - начинает повествование Маруф. - Я стараюсь аккуратно ездить, на пешеходных переходах останавливаюсь редко: бывает, старушку высажу или беременную женщину. И буквально через десяток метров из кустов выскакивает гаишник, тормозит и выписывает штраф. Да, я нарушил правила дорожного движения, но понять же меня можно. Тем более, я останавливаюсь не перед пешеходным переходом, а позади него, чтобы горожане могли спокойно перейти проезжую часть. Лучше бы они таксистов штрафовали в кармашках: ведь посадить пассажиров невозможно - вот тут бы они действительно бюджет города поправили…
У остановки полно машин с шашечками. Мы кое-как протискиваемся между ними, чтобы посадить первого пассажира, с таким же трудом выбираемся.
- Среди коллег есть, конечно, нерадивые, которые плевали на все: штрафы, скорость. Даже нетрезвые садятся за руль… За деньги они готовы остановиться где угодно, - продолжает мой собеседник. - Я же не наглею. А бывает, и среди пассажиров встречаются такие экземпляры, которые даже не в состоянии самостоятельно выйти из маршрутки. Вытаскиваешь его за руку, а он тебя матом осыпает. Ничего, я привык: семью кормить нужно. Правда, кризис "хорошо" опустошил и без того скромный семейный бюджет. Горожане предпочитают больше ходить пешком, нежели платить пятнадцать рублей. Мы уже не раз просили нашего хозяина, чтобы он сделал проезд дешевле: уверяю, прибыли гораздо больше было бы. А он - ни в какую. А ведь нам нужно за день заработать для хозяина тысячу триста рублей и себе хоть сколько-нибудь. Но все чаще и чаще мы не можем даже для хозяина набрать нужную сумму.
М-да, пожаловаться-то пожаловался, а маршрутка уже забита пассажирами. Отмечаю про себя, что и Маруф берет плату за проезд на ходу, но тормозит только на остановках общественного транспорта, наверное, из-за того, что я в кабине. А может, действительно - честный трудяга-"маршруточник"?..
За весь "проезженный" день я покатался в десяти "ГАЗельках": все водители деньги принимали на ходу. У цирка, когда мы проезжали мимо сотрудника ГИБДД, водитель преспокойно брал плату с пассажира, а блюститель дорожного порядка романтично смотрел куда-то вдаль, не замечая нарушения. Забавно, что когда кто-нибудь из водителей маршруток замечал гаишников на дороге, он тут же накидывал на себя ремень безопасности. Останавливаются маршрутки где попало, лишь горожанин махнет рукой: пятнадцать рублей как-никак. Глядишь, и тысяча триста за день наберется. О кассовых машинках забудьте: чтобы водитель отбил чек - это что-то невероятное должно случиться, например, налоговая проверка, которой, по-моему, отродясь не бывало…
"Этот беспредел на дорогах, увы, устроили мы сами, - пишет Екатерина на сайте "ММ". - Пока мы все дружно будем закрывать глаза на происходящие вокруг нарушения, поощряя таким образом их, водители маршруток так и будут ничего не бояться. Согласитесь, мы сами себя разбаловали: просим остановить в неположенном месте. Пока каждый из нас не поймет, что существуют остановки, бардак на дорогах не кончится. Ведь вы видели, что водитель нарушает правила, останавливаясь в неположенном месте. Почему не обратили на это его внимание? Я сама водитель, меня эти "маршрутчики" просто достали! Им будто на другой планете права выдавали. Таков результат нашего безразличия. И, к сожалению, наши власти закрывают на это глаза. Пока каждый из нас будет потворствовать нарушениям, они не прекратятся…"
Напомним некоторые новые пункты правил проезда маршрутных такси, уже полгода как принятые на законодательном уровне. "Остановка общественного транспорта должна быть оборудована табличкой, с указанием всех маршрутов, проходящих через нее". Действительно, остановки оборудованы такими табличками, но трамвайными и автобусными, а вот табличек с расписанием маршрутных такси вы не увидите. "Высадка и посадка пассажиров вне остановочных пунктов запрещена". Без комментариев. Идем дальше: "Водитель обязан объявлять названия остановок, в том числе остановок "по требованию". Обязан-то обязан, но он лучше врубит "юморные" да "тюремные" радиостанции, чем откроет рот. "Проезд осуществляется только по билетам". Ну-ну, висит себе одиноко под потолком кабины рулончик с билетами, да и то в очень редких маршрутках. Мы, пассажиры, не требуем билетов, а вот в общественном транспорте, если бы вам кондуктор не выдал билетик, крику бы было… Ни один из пунктов не выполняется. И не будет. Значит, то, что их придумали и приняли - заметьте, законодательно, всего лишь фикция? Спрашивается тогда - зачем?
P. S.
В Челябинске чиновники решили взимать с перевозчиков суммы за пользование транспортной инфраструктурой. Совокупный доход частных перевозчиков достигает двух миллиардов рублей, а налогами они возвращают городу всего пять миллионов. Муниципальный общественный транспорт не в состоянии конкурировать с маршрутными такси, которые ни копейки не вносят в обустройство объектов транспортной сети. Вот Челябинской городской думой и было принято положение о новых правилах работы маршрутных такси, где владельцы остановочных площадок обязаны заключать договоры с пользователями этих объектов.
Главное препятствие на пути к компромиссу - недоверие "маршруточников". Они опасаются, что их плата за остановки будет использована не во благо остановкам. В то же время владельцы маршруток благожелательно реагируют на обсуждавшуюся одно время идею - взять отдельные остановочные комплексы под свое шефство: содержать их, обеспечивать порядок. Главное - видеть, куда идут их деньги.