При этом само проведение техосмотра по новым правилам пока не грозит тем, у кого уже есть диагностическая карта.
За день до того, как новые правила должны были вступить в силу, вышло постановление правительства от 27 февраля 2021 года, в соответствии с которым продлевается действие диагностических карт. Если срок действия заканчивается с 1 февраля по 1 апреля 2021 года, они продлеваются до 1 октября 2021 года. Если срок действия карт заканчивается с 1 апреля по
30 сентября 2021 года, они продлеваются на шесть месяцев. Например, новый техосмотр водителю предстояло пройти 30 сентября. Теперь диагностическая карта будет действовать до 30 марта 2022 года. Если срок действия карты заканчивается после 1 октября 2021 года, она не продлевается. Продление срока действия диагностических карт будет автоматическим. Новость автовладельцев обрадовала, особенно тех, кто покупал диагностическую карту без техосмотра. А таких, отмечают эксперты, в России – 80 процентов.
По новым правилам технический осмотр с первого марта должны будут проходить автовладельцы, которым в этом году нужно получить диагностическую карту впервые на автомобили старше четырёх лет, или те, у кого срок действия диагностической карты истёк до первого февраля 2021 года. Кроме того, – владельцы автобусов и такси, которые должны проходить техосмотр раз в полгода.
Теперь по-новому
С первого марта диагностические карты становятся электронными, а само диагностирование может проходить только в пунктах ТО, сертифицированных Российским союзом автостраховщиков. Для оформления карты потребуется сделать две фотографии автомобиля с разницей в 30 минут при въезде и выезде с диагностики с указанием координат места съёмки. Координаты с небольшой погрешностью не должны отличаться от координат пункта ТО. Сейчас эта погрешность, установленная приказом минтранса, должна быть не более 15 метров.
Все данные вносят в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра ЕАИСТО. Для каждого пункта ТО установлена пропускная способность в зависимости от количества диагностических линий. Одна линия, с учётом восьмичасового рабочего дня, сможет обслуживать не больше 16 автомобилей. Пропускную способность можно превысить не более чем на пять процентов. ЕАИСТО не даст оформить карту сверх этого показателя.
Сама процедура не изменится: эксперт оценит внешнее состояние автомобиля, проверит все фары и огни, в том числе угол освещения, яркость и так далее, давление в шинах, состояние подвески, тормозов и двигателя. Кроме этого, оператор техосмотра замерит уровень моторного масла, антифриза, тормозной и других жидкостей, содержание токсичных веществ в выхлопе, целостность лобового стекла, укомплектованность автомобиля (аптечка, знак аварийной остановки, ремни безопасности).
При покупке полиса ОСАГО проверять наличие диагностической карты страховщик будет через ту же ЕАИСТО. Также с первого марта изменился порядок техосмотра для автобусов. Теперь он будет проходить с участием сотрудников ГИБДД. Кроме того, Госавтоинспекция будет строго следить за деятельностью операторов и работой пунктов ТО. Инспекторы получили право проводить внеплановые проверки и контрольные закупки. Нарушителям грозят серьёзные санкции. Если пункт техосмотра или посредник выдаст карту без фактического осмотра, сотруднику грозит штраф до 50 тысяч рублей, организации – до 300 тысяч, а за повторное нарушение – до полумиллиона.
Минтранс разработал поправки, облегчающие работу пунктам ТО. Допустимая погрешность координат при фотосъёмке автомобилей будет увеличена.Также, если в нынешней редакции приказа на каждую диагностическую линию должно быть по одному дымометру и люфтометру, в новой редакции достаточно будет одного прибора на весь пункт. Но поправки вступят в силу только с первого сентября.
Чем грозит отсутствие осмотра?
Без диагностической карты нельзя получить полис ОСАГО. Если полис ОСАГО действующий, а
техосмотр просрочен, в случае аварии по вине водителя страховая может выставить ему регресс на всю сумму возмещения ущерба. Штрафовать водителей за отсутствие ТО начнут официально с первого марта 2022 года. Штраф составит 2000 рублей и сможет быть выставлен раз в сутки. Причём выявлять нарушителей камеры видеофиксации будут автоматически. Если выяснится, что диагностическая карта оформлена на транспортное средство, которое не прошло ТО, то такую карту в ГИБДД признают недействительной, а с ней и полис ОСАГО.
Судя по опросам в Сети, многие автовладельцы считают необходимость прохождения техосмотра бессмысленной процедурой. Тем более, согласно статистике ГИБДД, на аварии из-за технической неисправности автомобилей приходится всего около четырёх процентов ДТП. Что ж, объективности ради, в том виде, в котором техосмотры существовали после передачи процедуры из ГИБДД в РСА, для большинства автомобилистов, покупающих диагностические карты без прохождения ТО, они были просто дополнительным источником расходов в нагрузку к ОСАГО. Ответственные водители в любом случае заботились об исправности автомобиля независимо от техосмотра. Безответственные просто платили деньги, выезжая на дорогу на свой страх и риск. Новый регламент вынудит их встать на путь истинный. С учётом того, что уже не только в крупных городах расширяется сеть камер видеофиксации нарушений, кататься без ТО и полиса автострахования станет весьма накладно.
Переживают автовладельцы и за то, что реальный техосмотр значительная часть автопарка в России «самостоятельно» не пройдет. Тем более, что почти половина машин в стране – старше десяти лет, из них более 60 процентов – старше 15 лет. Такие данные со ссылкой на ГИБДД приводит «Коммерсантъ».
«Бесконечный» ТО
Подлила масла в огонь информация о законопроекте, разработанном в МВД и активно обсуждаемом в Интернете. Разработка законопроекта фигурирует в плане мероприятий федерального проекта «Безопасность дорожного движения», входящего в состав нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги».
При выявлении неисправности автомобиля инспектор, помимо штрафа, может ещё и приостановить действие диагностической карты. В список неисправностей войдёт запрет на езду на «шипах» летом и на летней резине зимой. Кроме того, водители обязаны будут ставить колёса только того размера, который предусмотрен заводом-изготовителем. Надорванный или плохо застёгивающийся ремень безопасности также станет поводом к запрету эксплуатации. А от владельцев автомобилей с газобаллонным оборудованием потребуют наличие паспорта на каждый баллон. Основой для перечня неисправностей послужит техрегламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Если машину невозможно отремонтировать на месте, сотрудник ГИБДД вправе будет незамедлительно запретить её эксплуатацию. Если у автомобиля не функционируют фары, неисправны тормоза или руль, его отправят на штрафстоянку.
То есть, к примеру, вы прошли техосмотр, но через пару дней перегорела фара, и вас остановил инспектор ГИБДД. Если сможете поменять лампочку в присутствии инспектора – получите только штраф 500 рублей в соответствии с действующим КоАП. Не смогли на месте устранить неисправность – есть 72 часа, чтобы это сделать, только потом придётся снова ехать в пункт техосмотра и проходить ТО повторно. Залили свечи, загорелся чек двигателя – устраните и подтвердите, что всё в прядке, опять пройдя внеплановый техосмотр. Инспекторы, по сути, получат право направлять водителей на «неограниченное количество внеочередных ТО», и каждый раз за это придётся платить. Запрет на эксплуатацию будет снят, как только в системе ЕАИСТО появится новая диагностическая карта. Если за 72 часа карта не отобразилась в базе, а машину снова остановил инспектор ГИБДД, то свидетельство о регистрации транспортного средства будет изъято.
– Вот у меня новый автомобиль, четыре года я вообще не должен проходить техосмотр. И все эти четыре года я могу ездить с перегоревшей лампочкой, а начиная с пятого за это будут отправлять на внеочередной техосмотр? – удивляются комментаторы в Сети. – «Развод» на деньги! Выехал из пункта ТО, попал в канаву – и весь техосмотр «коту под хвост»? Почему официальные дилеры не могут ставить ТО, если они обслуживают и ремонтируют мою машину?
Гладко на бумаге
Постановление о продлении диагностических карт прокомментировал юристконсульт пункта технического осмотра Вячеслав Зайцев. Он отметил: введения нового закона добивались именно ПТО.
– Ещё в 2012 году, когда начался этот бардак, пробивали реформу, чтобы сделать техосмотр не «бумажкой», чтобы машины проверяли. Бились практически шесть лет. Наконец, вышел федеральный закон, по которому машина обязательно должна приехать на пункт осмотра, там делается фотография с указанием координат, ставится электронная подпись эксперта. Для исключения подделок вся информация заносится в базу. Закон должен был вступить в силу в июле прошлого года. Все добросовестные пункты техосмотра ждали первого июля, готовились, необходимо было закупить новое оборудование, стенды.
Эксперт отметил, стоимость одного стенда – около миллиона 300 тысяч рублей. Вместе с измерительным оборудованием цена одной линии может доходить до двух миллионов. Нужно было подготовить специалистов, закупить смартфоны для фотофиксации. Проводили совещания с ГИБДД, приняли людей, обучили, обеспечили линии и пропускную способность. Станции техосмотра потратили огромные суммы. В итоге
28 февраля выходит постановление о продлении срока действия диагностических карт.
– Нас опять «кинули». Первый раз – когда техосмотры «забрали» у ГИБДД и «передали» не пунктам ТО, а страховщикам, которые диагностические карты начали просто продавать. База, в которой работала система, разрушена. Техосмотра нет, людей будем вынуждены отправлять в отпуска, потом, наверное, увольнять. Понятно, сейчас никто не поедет на техосмотры. Тем более, мечта автомобилистов – чтобы
техосмотр вообще отменили.
Комментируя вопрос о возможных очередях на пунктах технического осмотра, Вячеслав Зайцев отметил: все пункты ТО в Магнитогорске были полностью готовы к работе по новым правилам с первого марта. В городе 18 пунктов технического осмотра 16 операторов, сертифицированных в РСА. Их перечень представлен на сайте Российского союза автостраховщиков по ссылке http://oto-register.autoins.ru/pto/index.xhtml (qr-код слева).
– Сейчас даже больше возможностей, больше пунктов, чем нужно на город, – подчеркнул эксперт. – В этом плане Магнитогорск обеспечен, не было бы очередей. Информация о возможном коллапсе со стороны пунктов технического осмотра была инициирована страховщиками. Техосмотры делали компании, аффилированные со страховыми организациями. В день выдавали по 100–200 карт, предлагали «пакеты» с прохождением техосмотра только на бумаге. Они не заинтересованы в том, чтобы это всё нормально работало. Пример: три года назад открылся новый пункт ТО, фирма связана в том числе со страхованием автогражданской ответственности. По адресу – чистое поле. Написали жалобу, через несколько дней пункт «переехал» в Пермь. Эти виртуальные конторы зарабатывали на диагностических картах огромные деньги, «осматривая» ежемесячно тысячи машин. В пункты ТО приезжали единицы.
При этом стоимость получения диагностической карты не менялась много лет. С 2012 года для Магнитогорска она составляет 545 рублей для легковых машин. Предельную стоимость устанавливает правительство Челябинской области. Хотя по затратам, отметил Зайцев, её стоимость должна быть около 1000 рублей. В настоящее время управление антимонопольной службы готовит новую методику расчёта стоимости прохождения ТО.
На вопрос, смогут ли водители пройти реальный техосмотр с учётом всех требований, Вячеслав Зайцев ответил:
– Там достаточные допуски, ничего страшного. Не стоит бояться не пройти техосмотр. Конечно, если растрескались тормозные шланги, техосмотр пройти не получится. Но лучше это выявить во время диагностики, чем шланг порвётся на трассе. В этом смысле осмотр даёт хоть какие-то гарантии. Если будут выявлены замечания по состоянию автомобиля, водителю даётся
20 дней на устранение неисправностей. Повторно будут осмотрены только не прошедшие проверку узлы и агрегаты. За повторный визит в пункт ТО водитель не платит. Приезжая на техосмотр, люди будут готовиться, понимая, что машина должна быть в рабочем состоянии. Имея возможность приобрести липовую диагностическую карту, они об этом не задумывались. В законе о безопасности дорожного движения прописано, что техосмотр необходим не для получения полиса ОСАГО, а для безопасного передвижения на дороге. Он есть практически во всех странах, поэтому вопрос, нужен ли он в России, думаю, вообще не уместен. Просто необходимо сделать так, чтобы его правильно проводили.
Сейчас представители российских пунктов технического осмотра собирают подписи за отмену срока продления диагностических карт. Письмо планируют направить во все инстанции: от президента до следственного комитета. Объясняя: если этого не сделать, к первому октября, возможно, проводить техосмотры будет просто некому. Тогда, действительно, для получения ТО водителям придётся стоять в очередях, и с получением полиса ОСАГО могут возникнуть проблемы. Впрочем, никто не запрещает водителям даже в случае, если действие их карты продлено, пройти техосмотр заранее.