- ЕЗДИЛИ С СЕМЬЕЙ на выходные за город на собственном автомобиле, - рассказывает сосед. - Вернулись - машину поставить негде: все стоянки в округе забиты, даже нелегальные.
До этого регулярно абонемент покупал, но когда на пустыре за домом началась большая стройка, предупредили: стоянки скоро не будет, абонементы больше не продаем. Пришлось под окнами тачку бросить. Естественно, нормального сна ночью нет…
Подобное услышишь почти от каждого автовладельца: спрос на парковки в нашем городе давно превысил предложение. Проблема давняя, и "ММ" поднимал ее неоднократно. Много писем наших читателей адресованы городской власти и Госавтоинспекции: горожане требуют навести порядок со стихийными парковками, заполонившими дворы. Претензии справедливы: шум, грязь и автомобильные выхлопы под окнами вряд ли кого обрадуют. Заметим, и сами автомобилисты, вынужденные "кидать" машину во дворе, не в восторге. Только вот деваться им просто некуда. Часто на подобные обращения о наведении порядка городские власти отвечают: официально никакой стоянки нет, она давно ликвидирована. На деле совсем другое - автомобилей на нелегальной парковке стало еще больше.
С другой стороны, не раз в редакцию устно обращались предприниматели, сетуя, что без веских оснований им отказали в аренде земли под автостоянку. Причем не внутри жилого массива, а на пустырях, иногда даже на окраине города. Чиновники уверяют: здесь, мол, вскоре начнется строительство. Проходит месяц, полгода - никакого строительства нет…
Рынок стоянок и парковок в городе поделен жестко: есть официальные, которыми ведают предприниматели, и неофициальные, "крышуемые" такими же "неофициальными личностями". Последних, по самым грубым подсчетам, набирается уже свыше четырех сотен. Их можно наблюдать практически в каждом дворе, оборудованном более-менее просторными карманами для автомобилей. Если вкупе в эти карманы помещается три-четыре десятка машин, то вечером бесплатно вы здесь на ночевку автомобиль не оставите: придется отдать минимум тридцать рублей. Гарантия сохранности - призрачная. Но выхода нет: не на балкон же заносить своего железного "коня".
На официальной парковке сутки пребывания обойдутся от пятидесяти рублей. Кое-где в центре города за ночевку придется отдать 80 рублей. При таких расценках ясно, почему так распространены нелегальные парковки. К тому же, "теневикам" не надо платить налоги, регистрировать юридическое лицо, по стандарту оборудовать будку для сторожей, охранную сигнализацию, пожарный щит… Достаточно поставить во дворе старенькую вазовскую "копеечку", в которой ночью базируется сторож. Схема работы проста: вечером сторож "принимает" автомобили на ночевку, собирает деньги, передает своему "управляющему", а тот - хозяевам. В семь-восемь утра сторожа уже и след простыл - ушел отсыпаться. Если ваш автомобиль пострадал на такой парковке, будет большой-пребольшой проблемой доказать это, тем более - получить компенсацию за повреждение.
Теперь вернемся к возмущенным нелегальными парковками горожанам. Давно нередки случаи, когда оставленные на таких парковках автомобили царапали гвоздями, обливали из окон помоями, прокалывали шины. Рассказывали случай, когда одна возмущенная пенсионерка с восьмого этажа скинула на приличный автомобиль, припаркованный на ночь у ее подъезда, десятилитровую кастрюлю. Хозяин автомобиля "попал" на дорогой ремонт, но с бабушки ничего взять не смог.
Почему бы, наконец-то, городской власти вплотную не заняться автостоянками? Причем на деле, а не в качестве перспективных планов. Тысячи магнитогорцев не понимают такой медлительности. Ведь ежегодно автопарк Магнитогорска пополняется примерно на две-три тысячи единиц. Почему не сделать стихийные парковки официальными в тех местах, где они минимально тревожат жителей окрестных домов? Почему не привести все это хозяйство в цивилизованный вид под патронажем муниципального унитарного предприятия и с ценами, способными конкурировать с нелегалами? Может, тогда появятся средства для строительства многоуровневых паркингов? Ведь в масштабах города нелегалы собирают приличные суммы, которые проходят мимо городской казны. Эти деньги могли бы пойти на решение пресловутой "стояночной проблемы". Но пока что они оседают в карманах "крышевателей".